Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что нужно делать оратору в следующих ситуациях?
1. В аудиторию забежала кошка. 2. Слушатели разговаривают и мешают лектору. 3. По ходу выступления вам задают вопрос, который отвлекает вас от темы выступления; вопрос, на который вы затрудняетесь ответить. 4. С места раздаются громкие реплики несогласия. 5. Стало душно. 6. Выключился микрофон. 7. Погас свет. 8. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.
Рекомендуемая литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 209-396. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. – С.211-302. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 158-213. 5. Волков А.А. Риторика. (http://lib.socio.msu.ru/l/library) 6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М., 1999. (http://www.i–u.ru/biblio/archive/graudinashi ryaevspikingculture/ default.aspx). 7. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями (http://www.orator.biz/?s=38&d_id=175) 8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.,1996. 9. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 95-115. 10. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. Дополнительная литература: 1. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15 Тема: КУЛЬТУРА ДИСКУТИВНО-ПОЛЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ Теоретические вопросы: 1. Основные формально-логические законы полемической речи. Логические ошибки. 2. Структура и виды доказательств. Правила опровержения. 3. Аргументация и убеждение. Способы и слагаемые убеждения. 4. Доверие как источник убеждения. 5. Внушение, его роль в споре.
Тема доклада: Уловки в споре (Поварнин С.И. Искусство спора. http://www.orator.biz/? full=1&s= 38&did=155) Практические задания: 1.Составьте небольшое, убеждающее выступление, продумайте систему аргументов, воздействия на аудиторию. Возможны темы: 1. В нашем университете нужна (не нужна) служба психологической помощи. 2. Спать нужно 8 (10, 12) часов. 3. Две судьбы – одно счастье. 4. Я верю в будущее России. 5. Не надо много смотреть телевизор. 6. Вежливость позволяет добиться многого. 7. Предпринимательство – выгодное дело. 8. Алкоголь сокращает жизнь. 9. Необходимо уметь водить машину. 2. Подготовьтесь к игре «А как сказать...». Необходимо заранее подготовить систему аргументов в отстаивании одной из следующих позиций.Оппонент из аудитории приводит контр-аргументы, начиная реплику выражением «А как сказать». 1. Хорошо иметь кучу денег. 2. Хорошо иметь телефон. 3. Лучше, когда на занятиях не спрашивают. 4. Боевики смотреть скучно. 5. Приятно в жару есть мороженое. Определите, правильно ли построена аргументация. 1. Молодежь убеждают бросить курить через аргумент к здоровью. 2. Среднее поколение убеждают вкладывать средства в дополнительные пенсионные фонды, чтобы обеспечить старость. 3. Молодежь убеждают отказаться от наркотиков для того, чтобы получить хорошую работу. 4. Детей убеждают лучше кушать через аргумент к витаминам.
4. Использование каких языковых приемов способствует проявлению агрессии? С какой целью политики, журналисты и общественные деятели используют жаргонизмы, просторечные слова? Подберите подходящий отрывок (из газеты, программы) и проанализируйте его. 5. Проанализируйте следующие газетные отрывки с точки зрения использования в них риторических приемов: 1. Эх, Сашек, на морду свою посмотри в зеркало. 2. Ты же выше начальника тюрьмы не тянешь. 3. Ну, куда ты прешь в президенты. (В.Жириновский). 4. Для Путина чеченская пауза как минимум будет означать дискредитацию его политического образа. 5. Если что терять – в случае успешной кампании в Чечне или выполнения своего обещания «замочить» Басаева или Хаттаба он непременно станет суперфигурой. (АИФ, 1999, № 45). Рекомендуемая литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 397-542. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи – Ростов-на-Дону, 2003. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. – С.187-200. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 132-140. 5. Волков А.А. Риторика. (http://lib.socio.msu.ru/l/library) 6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М., 1999. (http://www.i–u.ru/biblio/archive/graudinashirya evspikingcultu re/default.aspx). 7. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями (http://www.orator. biz/?s=38&d_id=175) 8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.,1996., – С.55-60, 97-111. 9. Поварнин С. И. Искусство спора. (http://www.orator. biz/?full=1&s= 38&d_id=155) 10. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 116-147. 11. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. (Статья «Спор»). Дополнительная литература: 1. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.,1989. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16 Тема: ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Теоретические вопросы: 1. Речевой этикет и вежливость, уровни вежливости: вы- и ты- общение. 2. Функции этикета. Основные формулы вежливости. 3. Правила речевого этикета говорящего и слушающего. 4. Этика делового общения. Тема доклада: Особенности этикетного поведения в разных странах. (Овчинников В. В. Сакура и дуб. М., 1988, С.98-102; 300-306). Практические задания: Напишите 3 первые и 3 последние строчки официального и бытового письма. 2. Охарактеризовать основные этикетные ситуации общения (например, приветствие, прощание, поздравление, просьба, благодарность, извинение и т.д.). Разыграйте их в парах, выполняя по очереди разные социальные роли (профессиональные, возрастные, ситуативные и пр.). Придумайте ситуацию служебного конфликта: опоздание на работу, несвоевременное представление отчета и т.д. Разыграйте диалог.
4. Составьте развернутое суждение, используя оценочную лексику, чтобы: обосновать высокую, незапятнанную репутацию фирмы; безупречную или сомнительную репутацию руководителя; имидж опытного, делового человека; реноме (только складывающегося, вновь организованного общества.)
5. Разыграйте сценку, в которой нужно представиться как: старший – младшему; младший – старшему; мужчина – женщине; женщина – мужчине; человек с более высоким положением – человеку с более низким; человек с более низким – человеку с более высоким.
Обязательно ли рукопожатие мужчин перед началом делового общения? Кто первым подает руку для приветствия: мужчина или женщина? Только что прибывшие на деловую встречу столкнулись с теми, кто уже закончил разговор. Нужно ли представляться? Нужно ли стучаться, входя в кабинет? Влияет ли одежда на деловой успех? Уместно ли употребление этикетных формул в приведенных ниже примерах? Какой эффект вызывает подобные высказывания? 1. Позвольте от вас звякнуть? 2. Разрешите с вами покалякать? 3. Был весьма рад с вами поболтать. 4. Премного благодарен вам, дети. 5. Привет, уважаемый, Анатолий Петрович! 6. По какому поводу плачешь, девочка? 7. Какими судьбами, многоуважаемая, Людмила Васильевна? 8. Наше вам с кисточкой, господин директор! |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1079. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |