Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что нужно делать оратору в следующих ситуациях?




1. В аудиторию забежала кошка. 2. Слушатели разговаривают и мешают лектору. 3. По ходу выступления вам задают вопрос, который отвлекает вас от темы выступления; вопрос, на который вы затрудняетесь ответить. 4. С места раздаются громкие реплики несогласия. 5. Стало душно.       6. Выключился микрофон. 7. Погас свет. 8. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

 

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 209-396.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. –  С.211-302.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 158-213.

5. Волков А.А. Риторика. (http://lib.socio.msu.ru/l/library)

6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М., 1999. (http://www.i–u.ru/biblio/archive/graudinashi ryaevspikingculture/ default.aspx).

7. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями (http://www.orator.biz/?s=38&d_id=175)

8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.,1996.

9. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 95-115.

10. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1993.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: КУЛЬТУРА ДИСКУТИВНО-ПОЛЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Теоретические вопросы:

1. Основные формально-логические законы полемической речи. Логические ошибки.

2. Структура и виды доказательств. Правила опровержения.

3. Аргументация и убеждение. Способы и слагаемые убеждения.

4. Доверие как источник убеждения.

5. Внушение, его роль в споре.

 

Тема доклада:

Уловки в споре (Поварнин С.И. Искусство спора. http://www.orator.biz/? full=1&s= 38&did=155)

Практические задания:

1.Составьте небольшое, убеждающее выступление, продумайте систему аргументов, воздействия на аудиторию. Возможны темы:

1. В нашем университете нужна (не нужна) служба психологической помощи.

2. Спать нужно 8 (10, 12) часов.

3. Две судьбы – одно счастье.

4. Я верю в будущее России.

5. Не надо много смотреть телевизор.

6. Вежливость позволяет добиться многого.

7. Предпринимательство – выгодное дело.

8. Алкоголь сокращает жизнь.

9. Необходимо уметь водить машину.

2. Подготовьтесь к игре «А как сказать...». Необходимо заранее подготовить систему аргументов в отстаивании одной из следующих позиций.Оппонент из аудитории приводит контр-аргументы, начиная реплику выражением «А как сказать».

1. Хорошо иметь кучу денег.

2. Хорошо иметь телефон.

3. Лучше, когда на занятиях не спрашивают.

4. Боевики смотреть скучно.

5. Приятно в жару есть мороженое.

Определите, правильно ли построена аргументация.

1. Молодежь убеждают бросить курить через аргумент к здоровью. 2. Среднее поколение убеждают вкладывать средства в дополнительные пенсионные фонды, чтобы обеспечить старость. 3. Молодежь убеждают отказаться от наркотиков для того, чтобы получить хорошую работу. 4. Детей убеждают лучше кушать через аргумент к витаминам.

 

4. Использование каких языковых приемов способствует проявлению агрессии? С какой целью политики, журналисты и общественные деятели используют жаргонизмы, просторечные слова? Подберите подходящий отрывок (из газеты, программы) и проанализируйте его.

5. Проанализируйте следующие газетные отрывки с точки зрения использования в них риторических приемов:

1. Эх, Сашек, на морду свою посмотри в зеркало. 2. Ты же выше начальника тюрьмы не тянешь. 3. Ну, куда ты прешь в президенты. (В.Жириновский). 4. Для Путина чеченская пауза как минимум будет означать дискредитацию его политического образа. 5. Если что терять – в случае успешной кампании в Чечне или выполнения своего обещания «замочить» Басаева или Хаттаба он непременно станет суперфигурой. (АИФ, 1999, № 45).

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 397-542.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. – С.187-200.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 132-140.

5. Волков А.А. Риторика. (http://lib.socio.msu.ru/l/library)

6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М., 1999. (http://www.i–u.ru/biblio/archive/graudinashirya evspikingcultu re/default.aspx).

7. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями (http://www.orator. biz/?s=38&d_id=175)

8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.,1996., – С.55-60, 97-111.

9. Поварнин С. И. Искусство спора. (http://www.orator. biz/?full=1&s= 38&d_id=155)

10. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 116-147.

11. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. (Статья «Спор»).

Дополнительная литература:

1. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.,1989.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Тема: ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Теоретические вопросы:

1. Речевой этикет и вежливость, уровни вежливости: вы- и ты- общение.

2. Функции этикета. Основные формулы вежливости.

3. Правила речевого этикета говорящего и слушающего.

4. Этика делового общения.

Тема доклада:

Особенности этикетного поведения в разных странах. (Овчинников В. В. Сакура и дуб. М., 1988, С.98-102; 300-306).

Практические задания:

Напишите 3 первые и 3 последние строчки официального и бытового письма.

2. Охарактеризовать основные этикетные ситуации общения (например, приветствие, прощание, поздравление, просьба, благодарность, извинение и т.д.). Разыграйте их в парах, выполняя по очереди разные социальные роли (профессиональные, возрастные, ситуативные и пр.).

Придумайте ситуацию служебного конфликта: опоздание на работу, несвоевременное представление отчета и т.д. Разыграйте диалог.

 

4. Составьте развернутое суждение, используя оценочную лексику, чтобы: обосновать высокую, незапятнанную репутацию фирмы; безупречную или сомнительную репутацию руководителя; имидж опытного, делового человека; реноме (только складывающегося, вновь организованного общества.)

 

5. Разыграйте сценку, в которой нужно представиться как:

старший – младшему; младший – старшему; мужчина – женщине; женщина – мужчине; человек с более высоким положением – человеку с более низким; человек с более низким – человеку с более высоким.

 

Обязательно ли рукопожатие мужчин перед началом делового общения? Кто первым подает руку для приветствия: мужчина или женщина? Только что прибывшие на деловую встречу столкнулись с теми, кто уже закончил разговор. Нужно ли представляться? Нужно ли стучаться, входя в кабинет? Влияет ли одежда на деловой успех?

Уместно ли употребление этикетных формул в приведенных ниже примерах? Какой эффект вызывает подобные высказывания?

1. Позвольте от вас звякнуть? 2. Разрешите с вами покалякать? 3. Был весьма рад с вами поболтать. 4. Премного благодарен вам, дети. 5. Привет, уважаемый, Анатолий Петрович! 6. По какому поводу плачешь, девочка? 7. Какими судьбами, многоуважаемая, Людмила Васильевна? 8. Наше вам с кисточкой, господин директор!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 982.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...