Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Запищите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?




1. Аспирант попросил своего научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 5. Я был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6. Ты отвечаешь за (свои, твои) слова. 7. У него (своя, его) дорога. 8. Я хочу представить Вас (моей, своей) супруге.

7. Составьте словосочетания с числительными оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей:

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, директор, подпись, лицо, докладная записка, заявление.

8. Просклоняйте числительные в сочетании с существительными:

367 рублей, 429 граммов, 587 страниц, 25 мест.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.– Ростов-на-Дону, 2005. – С.77-78.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 41-45.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. (http://www.hi–edu.ru/x–books/xbook083/01/index.html).

4. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи. Для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 118-142.

5. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., 2004. – С. 76-81.

6. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 324-330.

Дополнительная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С.213-341.

 

Справочная литература:

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

3. Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И. Аванесов. Начиная с 5-го издания.

4. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М., 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Теоретические вопросы:

1. Нормы согласования и управления. Типичные ошибки, связанные с их нарушением.

2. Классификация ошибок при построении простого предложения.

3. Типичные ошибки в построении сложного предложения.

4. Функции порядка слов в предложении.

Практические задания:

1. Дайте стилистическую оценку конструкций:

Врач сделал(а) операцию. Кассир сдал(а) деньги. Хирург Людмила Ивановна завершил(а) прием больных.

Какую из трех конструкций, если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в деловой речи; б) в научной речи; в) в живой, устной беседе?

Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, к обоим женщинам – к обеим женщинам, о тысячи мелочей – о тысячах мелочах, в полторастах метрах – в полуторастах метрах.

Употребление каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащие которых выражены словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется выбор форм множественного или единственного числа?

1. Несколько пыльных электрических ламп погасло.     2. Несколько журналистов уехали в свои редакции. 3. Приехало множество народу. 4. Большинство писем доставлено днем.   5. Несколько слуг бросились было в разные стороны.             6. Несколько мужчин и женщин стояли у ворот больницы.     7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в радиокомитете.

Объясните и исправьте ошибки в предложениях.

 1. Не только надо относиться к друг другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова скорой помощи в тяжелом состоянии.                3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр 1–ый ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей. 9. Войдя в комнату, глаза её остановились на Степе.

5. Поставьте слова в скобках в нужном падеже:

согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение), по (приезд), по (прибытие).

 

6. Приведите правильный вариант управления слов различных частей речи:

Вид трудности: Неправильный вариант:
управление существительных: гарантия о чем, причастность чему
управление прилагательных: очевидный кому, равный с кем
управление глаголов: декларировать о чем, звонить к кому
управление предлогов: благодаря кого, согласно чего

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 45-47.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. (http://www.hi–edu.ru/x–books/xbook083/01/index.html).

3. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи. Для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 142-151.

4. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., 2004. – С. 81-82.

5. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 330-339.

Дополнительная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С.343-433.

Справочная литература:

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

4. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М., 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Теоретические вопросы:

1. Проблема нормы в лексике.

2. Значение слова и лексическая сочетаемость.

3. Стилистические возможности и функционирование в речи синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов.

4. Роль в речи фразеологических средств языка, поговорок, пословиц, «крылатых слов» и выражений.

5. Употребление в речи архаизмов, историзмов, неологизмов, окказионализмов, слов иноязычного происхождения.

6. Использование лексики ограниченной сферы употребления (диалектной, жаргонизмов, арготизмов, профессионализмов, терминов).

7. Типичные лексико-стилистические ошибки и пути их устранения.

Тема доклада:

Как мы говорим: о жаргонизмах в речи (Богачев Ю.П. Звучит «фольклор» на стадионах... // Советский спорт. – 1982. – 23 марта)

Практические задания:

1. По образцу словарной статьи «Словаря русского языка» С.И. Ожегова составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу речь и получивших в ней широкое распространение:

беспредел, крутой, класс, скотч, спонсор, тусоваться

 

В значении слов отражаются различные явления действительности. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, явлениям и признакам, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. В парке было заложено тридцать три дерева. 3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 4. В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 5. В январе месяце начнется выдача удостоверений нового образца. 6. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно. 7. На улице лил сильный ливень. 8. Нужно довести до студентов информацию о выходных днях. 9. Мама ела «раму». 10. Адрес местожительства студентки не известен. 11. Наша Таня типа плачет, уронила как бы мячик.    12. Соседка-то обратно родила. 13. Он поймал такси и насморк. 14. Он не ложит игрушки на место. 15. В конце олимпиады авторитарное жюри объявило победителей. 16. А вы, курсант, не умничайте, в жизни все не так, как на самом деле. 17. Врачи и педиаторы рекомендуют прививки.

 

3. Подберите синонимы к каждому из паронимов:

а) безответственный (человек) – безответный (человек),

б) воинственные (намерения) – воинствующий (гуманист),

в) воскресать – воскрешать,

г) адресант – адресат.

Подберите антонимы к словам:

гармоничная (мелодия), расточительный (хозяин), аристократичные (манеры).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...