Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКАСтр 1 из 10Следующая ⇒
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Практикум Часть 1
Кемерово 2006 УДК 82.085.4 (075.5) ББК 81.2 Рус Б81
Рекомендован к печати учебно-методической комиссией факультета внешнеэкономической деятельности 26.04.2006 г., протокол № 9
Р е ц е н з е н т ы: доктор филол. наук, профессор, зав. каф. общего языкознания и славянских языков КемГУ М.В. Пименова; кандидат филол. наук, ст. преподаватель каф. общего языкознания и славянских языков КемГУ Н.В. Деева
Бондарева, Е.П. Б81 Русский язык и культура речи [Текст]: практикум: в 2 ч. / Е.П. Бондарева. – Кемерово. – Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006. - Ч. 1. - 63 с.
Текст дан в авторской редакции
Практикум включает в себя материалы для практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи».Предназначен для студентов всех специальностей очной формы обучения.
УДК 82.085.4 (075.5) ББК 81.2 Рус © Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006 © Бондарева Е.П., 2006 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемое пособие включает материалы для практических занятий по курсу «Русский язык и культура речи». Цель учебно-методического пособия – помочь студентам-первокурсникам в подготовке к практическим занятиям, студенты смогут повысить уровень своей речевой культуры, выполняя предложенные практические задания. Курс рассчитан на 34 часа (каждое занятие составляют 2 академических часа) и состоит из теоретических вопросов, предполагающих формирование представлений о культуре устной и письменной речи, и практических заданий, направленных на развитие практических навыков грамотной речи, эффективного общения. Все планы практических занятий снабжены списками литературы, рекомендуемой для подготовки к занятию, списками справочной литературы. Система практических занятий разработана в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Теоретические вопросы: 1. Соотношение понятий «язык» и «речь». 2. Раскрыть понятие «культура речи». 3. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический). 4. Характеристика литературного языка. 5. Раскройте понятия «норма», «кодификация». 6. Нормы письменной и устной речи.
Рекомендуемая литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 65, 81-96. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 46-139. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 16-34. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. (http://www.hi–edu.ru/x–books/xbook083/01/index.html). 5. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М.,1999.(http://www.i–u.ru/biblio/archive/graudinashi ryaev _spiki ngculture/default. aspx). 6. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи. Для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2002.– С.102-112. 7. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10-12, 39-68. 8. Русский язык и культура речи. (Под ред. В.И. Максимова). – М, 2002. – С. 8-31, 52-61. 9. Русский язык и культура речи. (Под ред. О.Я. Гойхмана). – М., 2002. – С. 4-16. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Практические задания: 1. Спишите, вставляя пропущенные гласные буквы: 1) Осл__пительная кр__сота, пол_вые р_боты, пол_мические заметки, зап_вать таблетки молоком, зап_вать строевую песню, л__тящий с_молет, уборочная к_мпания, в_селая к_мпания друзей, прод__лжительные апл__дисменты, промышленность страны разв_вается, знамена разв_ваются на ветру, сп_сать упражнение, пос_деть от горя, пос_деть на скамейке, неприм__римые враги, прим_рять в_чернее платье, таинственные прив_дения, прив_дение к присяге, учебное зав_дение, осв_тить комнату фонариком, в_лютные оп_рации, авторитарный р_жим, в_енная д__ктатура, д_рожная к_тастрофа, р_скошный к_бинет, в_ликолепная авт_страда, з_ркальное отр_жение, бл__стящий адв_кат, осв_щенная комната, пок_зания оч_видца, обн_ружить _шибку, др__мучие леса, стр_ховая к__мпания, акци__нирование к__нцерна, непр_миримая _ппозиция, западные мир_творцы, непл__тежи предприятий, пр_сторный к__ридор, стаб__лизация экономики, ядерный р_актор, загр__ничные т_вары, оф__циальное за_вление, реп_ртер еж_недельника, оккуп_ционный р_жим, фактор заинт_ресованности. 2) Нар_стающий шум, непром__каемый плащ, выр_вненные дорожки, возр_стающая скорость, вн_запное оз_рение, р_внозначные числа, неиспр_вимый выск__чка, непрох_димые зар_сли, распол_гать врем_нем, прот_реть очки, отв_ренные двери, дог_рающая св_ча, сг_ревшие дрова, бл_стящий сп__циалист, бл_стающий _лмаз, зам__рающий звуки, заг_ревшийся огонек, расст_лающаяся р_внина, забл_стевший вдали ог_нек, разг_рающаяся з_ря, оз_ренные луной _крестности, подр_вняться при постр_ении, выр_вняться в р_ду (при построении), обм_кнуть перо в ч_рнила, изл_жить сод_ржание, возл__жить в_нки, прекл_няться перед г_роями, нар_стающий гул, выр__стить ур__жай, гр_циозный ск_чок, юный возр_ст, заг_релый пл__вец, выпл_вка чугуна, пл_ вучие вод_росли, пробковый попл__вок, св__ркающие з_рницы.
2. Спишите, вставляя н и нн, выделите суффиксы: Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
3. Спишите, вставляя буквы нн или н: Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
4. Спишите, вставляя пропущенныегласные после шипящих и Ц: Ландыш__вые капли, круч__ная нить, отч__янная девч__нка, мощ__ная улица, клоун смеш__н, холщ__вая рубаш__нка, свиная туш__нка, кумач__вая заря, печ__ный хлеб, сладкая сгущ__нка, ноч__вка в лесу, извилистая реч__нка, камыш__вые заросли, вооруж__нное нападение, сожж__нное письмо, грош__вая цена, еж__вые рукавицы, лезть на рож__н, городские трущ__бы, дрожж__вая маска, ненужная бумаж__нка, корч__вка леса, саранч__вые тучи, сургуч__вая п__чать, восхищ__нный взгляд, крайняя напряж__нность, ерш__вый суп, груж__ный вагон, трехсотсвеч__вая лампа, закрепощ__нный народ, реш__нные проблемы, вощ__ная бумага, бахч__вые культуры, многоковш__вый экскаватор, грош__вый заработок, отраж__нная атака, дириж__рская палочка, туш__ные овощи, уч__ный совет, прыж__к, расч__тливый скач__к, горяч__ защ__щать.
5. Выпишите слова с приставкой при-, слова с приставкой пре-, отдельно выделите слова, где значение приставки затемнено, и написание таких слов необходимо запомнить: Пр_амбула, пр_стиж, пр_валировать, пр_зидиум, пр_зидент, пр_мьера, пр_поны, пр_людия, пр_рогатива, пр_зент, пр_тензия, пр_ватный, пр_оритет, пр_вилегия, пр_смиреть, пр_украсить, пр_мьер, пр_чудливый, пр_увеличить, беспр_кословный, пр_словутый, знаки пр_пинания, пр_добрый, место пр_бывания, пр_обладать, пр_прятать, пр_успеть, камень пр_ткновения, пр_забавный, пр_творяться, гостепр_имство, пр_кратить, непр_станный, пр_бывать в неведении, замысел пр_творится в дело, пр_емник директора, пр_ходящий успех, пр_бывать в Москву, пр_переть к стенке, пр_старелый, пр_ходящий ко мне товарищ.
6. Спишите, раскрывая скобки: (Не)слышно шума городского; (не)способен на подлость; (не)интересующийся в данное время; (не)интересный в данное время; (не)интересующий никого; (не)интересный никому; далеко (не)интересен; (не)интересен; (не)изучен; (не)проверены; (не)высоки; отнюдь (не)веселый рассказ; далеко (не)красавица; (не)добрый, но умный; (не)высокий, а низкорослый; (не)совсем так; сделано это(не)вчера; (не) решив; (не)готов заниматься; (не)читая; шумный, но (не)глубокий поток; (не)просохшие поляны; (не)просохшее с вечера пальто; звериный, (не)тяготеющий к земле шаг; долго (не) смолкающие аплодисменты; (не)освещенные поляны; (не)освещенные солнцем поляны; нисколько (не)вдумчивый; (не)заботясь; (не)стрижен; вовсе (не)легкий; говорил он (не)громко (не)тихо, а так, как следует.
7. Вставьте пропущенные знаки препинания, спишите предложения: Тьма пришедшая со Средиземного моря накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты соединяющие храм со страшной Антониевой башней опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом Хасмонейский дворец с бойницами базары караван-сараи переулки пруды... Пропал Ершалаим великий город как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня четырнадцатого дня весеннего месяца нисана. Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп где палачи поспешно кололи казнимых она навалилась на храм в Ершалаиме сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение я храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Задание: Подготовьтесь к тестированию по орфографии и пунктуации. Повторите следующие правила: 1. правописание гласных, Н и НН в прилагательных и причастиях, слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ, правописание наречий; прочие правила; 2. расстановка знаков препинания в предложении с однородными членами, в сложном и бессоюзном предложениях. Рекомендуемая литература: 1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 1984. 2. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1971. 3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002. 4. Штоль А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. – Новосибирск, 2002. 5. Другие справочники по орфографии и пунктуации. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |