![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда молодежи, трудоустройства молодых специалистов.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Переход к рыночным отношениям сопровождается возникновением и развитием рыночных институтов. К их числу относятся рынок труда и рынок образовательных услуг. С позиции рыночных отношений образование следует рассматривать как процесс предоставления образовательных услуг, которые в условиях рынка становятся товаром, т.е. продаются учебным заведением и покупаются заказчиком. Рынок образовательных услуг предоставляет молодёжи широкие возможности в выборе специальности, даёт возможность получения профессионального образования. Специалистов с высшим образованием в Беларуси готовят 45 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Ежегодно вузы страны выпускает свыше 60 тыс. специалистов. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения. За годы независимой РБ выпуск специалистов с высшим образованием вырос более чем в два раза. Доля студентов вузов в населении Беларуси превышает 4%. Студентом вуза становится сейчас каждый второй выпускник школы. Все большее значение приобретает заочное образование, его распространение закономерно в связи с актуальностью задачи непрерывного образования; но нельзя не признать, что в настоящее время заочное образование, как правило, уступает по качеству очному. Рынок труда молодых специалистов – важный сегмент рынка труда. Однако на рынке труда и рынке образовательных услуг вузов имеет место эффект информационной ассиметрии. Он проявляется в неспособности нанимателей достоверно оценить профессиональные качества выпускников вузов, как правило, не имеющих опыта работы, на основании формальных образовательных сигналов, полученных в процессе обучения в вузе. В свою очередь, сигналы рынка труда высшей школе либо слабо выражены, либо в высшей же школе слабы механизмы, позволяющие ей адекватно реагировать на сигналы рынка труда. Вузы и ссузы не в полной мере учитывают реальные потребности отраслей и предприятий различных форм собственности в специалистах, в их деятельности доминируют традиционные подходы – от достигнутых показателей набора по специальностям предыдущих лет, от возможностей профессорско-преподавательского состава. Процесс перехода на новые специальности и специализации, необходимые для экономики республики, идет медленно. Имеют место серьезные диспропорции между существующей системой подготовки специалистов и реальными потребностями предприятий и организаций в квалифицированных работниках. С одной стороны, безработица среди специалистов, часть их трудоустраивается на рабочие места, где не требуется высокая квалификация. Наибольший вес «практиков» в отраслях: лесное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, связь. Острой кадровой проблемой является нехватка ИТР и других специалистов в сельском хозяйстве, что обусловлено их слабым закреплением на селе, переходом в другие сферы экономики. Предприятия и фирмы испытывают дефицит в инженерах ряда специальностей, программистах и других категориях специалистов. Проблемы трудоустройства молодых специалистов. В условиях коммерциализации высшего образования, увеличения приема в вузы на платной основе достаточно острой является проблема трудоустройства части выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Высшее образование имеют более 11% официально зарегистрированных по состоянию на конец 2010 г. безработных, в Минске высшее образование у 26,5% безработных. Такая ситуация вызвана несоответствием объема и профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров имеющимся потребностям отраслей, недостаточной гибкостью учебных заведений в условиях формирующегося рынка труда. Сегодня подготовка кадров осуществляется исходя не столько из потребностей страны, а из спроса молодежи и их родителей на образовательные услуги. Вузы продолжают выпускать дипломированных специалистов, многие из которых остаются невостребованными. Особенно это касается негосударственных учебных заведений. Они в основном ориентируются на специальности, привлекательные по названию, но без должного учета потребностей отраслей и предприятий различных форм собственности в специалистах. Избыток специалистов особенно значителен по таким профессиям, как бухгалтер, экономист, юрист, педагог. Наличие опыта работы и стажа работы по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение вакансий. Соответственно, выпускников вузов на работу берут неохотно. Традиционно среди выпускников вузов женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают предпочтение при приеме на работу мужчинам. Отношение к распределению выпускников, обучавшихся за счет средств госбюджета, неоднозначно. С одной стороны, оно позволяет обеспечить молодых людей первым местом работы, а регионы, где имеется дефицит кадров, молодыми специалистами. С другой стороны, обязательное распределение порождает иждивенчество у части выпускников вузов (пусть вуз ищет мне место работы) или хозяйственных кадров, которые не заботятся о создании должных условий для труда молодых специалистов (уедут, отработав положенный срок, одни специалисты – пришлют других). Наиболее приемлемой формой трудоустройства выпускников должно быть подписание добровольных договоров с работодателями на согласованных условиях. 1. Труд: понятие и социально-экономические характеристики. 2. Трудовые ресурсы как основа рынка труда. 3. Экономически активное население. Понятие рабочей силы. 4. Сущность понятия и механизм функционир-я рынка труда. 5. Функции рынка труда, его преимущества и недостатки. 6. Виды и сегменты рынка труда. 7. Основные модели рынка труда. Особенности рынка труда в РБ 8. Спрос на труд: содерж-е, структура, факторы формирования. 9. Предложение труда: понятие и определяющие факторы. 10. Конъюнктура рынка труда: понятие и разновидности. 11. Цена труда. Формы и системы оплаты труда. 12. Мотивация и стимулирование труда. 13. Конкуренция на РТ и конкурентоспособность работника. 14. Мобильность раб силы и миграционн пр-сы на рынке труда. 15. Основные теории занятости населения. 16. Занятость населения: структура, виды и формы. 17. Безработица: сущность, виды и формы. 18. Эк и социальные последствия безработицы. Закон А. Оукена. 19. Роль гос-ва в регулир-и РТ. Политика занятости населения. 20. Роль и функции государственной службы занятости, ее деятельность в РБ. 21. Основные направления регулирования рынка труда. 22. Соц механизмы и технологии регулирования рынка труда. 23. Социальная защита населения в условиях рынка труда. 24. Соц-труд отнош-я: понятие, осн виды и исторические типы. 25. Соц партнерство в сфере труд отнош: понятие и принципы. 26. Соц партнерство как институт регулир-я занятости населения. 27. Качество трудовой жизни населения. 28. Рынок труда молодежи: проблемы теории и практики. 29. Государственная молодежная политика в соц-трудовой сфере. Направления регулирования рынка труда молодежи. 30. Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда молодежи, трудоустройства молодых специалистов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |