Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда молодежи, трудоустройства молодых специалистов.




   Переход к рыночным отношениям сопровождается возникновением и развитием рыночных институтов. К их числу относятся рынок труда и рынок образовательных услуг. С позиции рыночных отношений образование следует рассматривать как процесс предоставления образовательных услуг, которые в условиях рынка становятся товаром, т.е. продаются учебным заведением и покупаются заказчиком. Рынок образовательных услуг предоставляет молодёжи широкие возможности в выборе специальности, даёт возможность получения профессионального образования. Специалистов с высшим образованием в Беларуси готовят 45 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Ежегодно вузы страны выпускает свыше 60 тыс. специалистов. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения. За годы независимой РБ выпуск специалистов с высшим образованием вырос более чем в два раза. Доля студентов вузов в населении Беларуси превышает 4%. Студентом вуза становится сейчас каждый второй выпускник школы. Все большее значение приобретает заочное образование, его распространение закономерно в связи с актуальностью задачи непрерывного образования; но нельзя не признать, что в настоящее время заочное образование, как правило, уступает по качеству очному.

Рынок труда молодых специалистов – важный сегмент рынка труда. Однако на рынке труда и рынке образовательных услуг вузов имеет место эффект информационной ассиметрии. Он проявляется в неспособности нанимателей достоверно оценить профессиональные качества выпускников вузов, как правило, не имеющих опыта работы, на основании формальных образовательных сигналов, полученных в процессе обучения в вузе. В свою очередь, сигналы рынка труда высшей школе либо слабо выражены, либо в высшей же школе слабы механизмы, позволяющие ей адекватно реагировать на сигналы рынка труда.  Вузы и ссузы не в полной мере учитывают реальные потребности отраслей и предприятий различных форм собственности в специалистах, в их деятельности доминируют традиционные подходы – от достигнутых показателей набора по специальностям предыдущих лет, от возможностей профессорско-преподавательского состава. Процесс перехода на новые специальности и специализации, необходимые для экономики республики, идет медленно. Имеют место серьезные диспропорции между существующей системой подготовки специалистов и реальными потребностями предприятий и организаций в квалифицированных работниках. С одной стороны, безработица среди специалистов, часть их трудоустраивается на рабочие места, где не требуется высокая квалификация. Наибольший вес «практиков» в отраслях: лесное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, связь. Острой кадровой проблемой является нехватка ИТР и других специалистов в сельском хозяйстве, что обусловлено их слабым закреплением на селе, переходом в другие сферы экономики. Предприятия и фирмы испытывают дефицит в инженерах ряда специальностей, программистах и других категориях специалистов.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов. В условиях коммерциализации высшего образования, увеличения приема в вузы на платной основе достаточно острой является проблема трудоустройства части выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Высшее образование имеют более 11% официально зарегистрированных по состоянию на конец 2010 г. безработных, в Минске высшее образование у 26,5% безработных. Такая ситуация вызвана несоответствием объема и профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров имеющимся потребностям отраслей, недостаточной гибкостью учебных заведений в условиях формирующегося рынка труда. Сегодня подготовка кадров осуществляется исходя не столько из потребностей страны, а из спроса молодежи и их родителей на образовательные услуги. Вузы продолжают выпускать дипломированных специалистов, многие из которых остаются невостребованными. Особенно это касается негосударственных учебных заведений. Они в основном ориентируются на специальности, привлекательные по названию, но без должного учета потребностей отраслей и предприятий различных форм собственности в специалистах. Избыток специалистов особенно значителен по таким профессиям, как бухгалтер, экономист, юрист, педагог.

Наличие опыта работы и стажа работы по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение вакансий. Соответственно, выпускников вузов на работу берут неохотно. Традиционно среди выпускников вузов женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают предпочтение при приеме на работу мужчинам. Отношение к распределению выпускников, обучавшихся за счет средств госбюджета, неоднозначно. С одной стороны, оно позволяет обеспечить молодых людей первым местом работы, а регионы, где имеется дефицит кадров, молодыми специалистами. С другой стороны, обязательное распределение порождает иждивенчество у части выпускников вузов (пусть вуз ищет мне место работы) или хозяйственных кадров, которые не заботятся о создании должных условий для труда молодых специалистов (уедут, отработав положенный срок, одни специалисты – пришлют других). Наиболее приемлемой формой трудоустройства выпускников должно быть подписание добровольных договоров с работодателями на согласованных условиях.


1. Труд: понятие и социально-экономические характеристики.

2. Трудовые ресурсы как основа рынка труда.

3. Экономически активное население. Понятие рабочей силы.

4. Сущность понятия и механизм функционир-я рынка труда.

5. Функции рынка труда, его преимущества и недостатки.

6. Виды и сегменты рынка труда.

7. Основные модели рынка труда. Особенности рынка труда в РБ

8. Спрос на труд: содерж-е, структура, факторы формирования.

9. Предложение труда: понятие и определяющие факторы.

10.  Конъюнктура рынка труда: понятие и разновидности.

11.  Цена труда. Формы и системы оплаты труда.

12.  Мотивация и стимулирование труда.

13.  Конкуренция на РТ и конкурентоспособность работника.

14.  Мобильность раб силы и миграционн пр-сы на рынке труда.

15.  Основные теории занятости населения.

16.  Занятость населения: структура, виды и формы.

17.  Безработица: сущность, виды и формы.

18.  Эк и социальные последствия безработицы. Закон А. Оукена.

19.  Роль гос-ва в регулир-и РТ. Политика занятости населения.

20. Роль и функции государственной службы занятости, ее деятельность в РБ.

21. Основные направления регулирования рынка труда.

22. Соц механизмы и технологии регулирования рынка труда.

23. Социальная защита населения в условиях рынка труда.

24. Соц-труд отнош-я: понятие, осн виды и исторические типы.

25. Соц партнерство в сфере труд отнош: понятие и принципы.

26. Соц партнерство как институт регулир-я занятости населения.

27. Качество трудовой жизни населения.

28. Рынок труда молодежи: проблемы теории и практики.

29.  Государственная молодежная политика в соц-трудовой сфере. Направления регулирования рынка труда молодежи.

30. Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда молодежи, трудоустройства молодых специалистов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...