Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль государства в регулировании рынка труда. Политика занятости населения.




   Государственное регулирование рынка труда – регулирование органами государственного управления функционирования рынка труда. Реализуется посредством осуществления политики занятости, подготовки и переподготовки кадров, социальной защиты лиц, временно потерявших работу, социально-экономической и научно-технической политики с целью перспективного развития производства. Политика занятости – совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидов в сфере труда для достижения целей общества.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным. Существует 2 подхода к организации матер. помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным в связи со структурными изменениями или спадом производства. Во втором – лицам, по тем или иным причинам незанятым в общественном производстве или испытывающим трудности с устройством на работу, в т.ч. и безработным с длительными периодами безработицы. В РБ проводится активная политика занятости населения. Стратегия государственной полити­ки занятости нашла оформление в законе «О занятости населения Респуб­лики Беларусь», в «Трудовом кодексе Республики Беларусь» и дру­гих нормативных документах, В целом можно отметить, что принятое в на­шей стране законодательство в области регулирования отношений рынка труда во многом соответствует мировой практике.


20. Роль и функции государственной службы занятости, ее деятельность в Республике Беларусь.

Условно все формы трудового посредничества можно сгруппировать в следующие: государственные; муниципальные; частно-коммерческие; предпринимательские; смешанные. Госуд. посреднические организации учреждались в законодательном порядке. Биржа труда (центр занятости)учреждение, осуществляющее на правах посредника между нанимателями и наемными работниками регистрацию безработных и трудоустройство (наем) рабочих.Во многих странах широкое распространение получили муниципальные, или общинные биржи труда. Предпринимательские биржи труда организовывались при каком-либо предпринимательском союзе и нанимали рабочих соответствующей квалификации на предприятия, входящие в данный союз. Рабочий был обязан представить от предыдущего работодателя удостоверение о его неучастии в забастовках. Из-за подобных ограничений во многих странах биржи труда стали создаваться рабочими при профсоюзах. Смешанные биржи труда создавались по предварительному соглашению между предпринимательскими и рабочими союзами. Число их было невелико, а в большинстве стран вообще отсутствовали. К частно-коммерческим относятся бюро и конторы, созданные ради получения прибыли. Филантропические биржи занимали в мире весьма скромное место.

   Первые организации трудового посредничества появились в Беларуси лишь в годы первой мировой войны. Широкое распространение биржи труда получили в годы НЭПа, но были закрыты в 1930 г. Формирование современной государственной службы занятости (ГСЗ) началось в РБ в начале 70-х годов с созда­ния в крупных городах Бюро по трудоустройству и информации населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих. Бюро содержались за счет средств, посту­пающих от предприятий на основании заключенных договоров за услуги по ин­формированию населения о потребности в рабочих и служащих.В целях отработки наиболее действенных форм и методов по налаживанию учета, контроля и управ­ления трудовыми ресурсами с начала 1984 г. в г. Новополоцке на базе Бюро по трудоустройству и ин­формации населения проводился эксперимент по персональному учету и оперативному трудоуст­ройству граждан трудоспособного возраста, не заня­тых в общественном производстве и на учебе. В соответствии с решением Новополоцкого горсовета прием на работу производился через Бюро по трудоустройству, которое было свя­зано специальной информационной системой с отде­лами кадров предприятий и учебных заведений и т.д. Этот опыт был одобрен руководством БССР и рекомендо­ван для внедрения в других городах и районах рес­публики. Однако в начале 1985 г. Бюро по трудоустройству функционировали только в 25 городах. В 1988 г. в республике была создана общегосу­дарственная система трудоустройства, переобучения и профориентации населения. В этих целях на респу­бликанском, областном уровнях и в крупных горо­дах образовались хозрасчетные центры по трудоуст­ройству, переобучению и профориентации населе­ния, а в других районах и городах - хозрасчетные Бюро по трудоустройству населения.

Переход крынку по-новому поставил многие, ранее, казалось бы, решенные проблемы, в том числе проблемы занятости. В целях создания условий для реализации права граждан на труд и обеспечения социальных гарантийв соответствии с постановле­нием СМ БССР от 18.01.1991г. была создана государственная служба занятостив составе Республиканского, областных, районных и городских центров занятости путем преобразования действовавших ранее служб по трудоустройству и разработан комплекс мер по регулированию заня­тости населения, включая социальную поддержку незанятого населения. Основными задачами службы занятости явля­ются: 1)анализ состояния и прогноз развития рынка труда, спроса и предложения на рабочую силу, орга­низация с участием заинтересованных сторон разра­ботки программ занятости населения и контроля за их реализацией; 2)учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе работы, содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой; 3)организация профподготовки, повышения квалификации и переподготовки безра­ботных в создаваемых учебных центрах или других учебных заведениях;4) разработка предложений о резервировании рабочих мест и обеспечении гарантий занятости граждан, не способных на равных условиях конку­рировать на рынке труда; 5) регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи, включая вы­плату пособий; 6) регулирование процессов трудовой миграции на территории республики; 7)осуществление контроля за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения;8) разработка и внедрение современных систем обработки информации и управления процессом за­нятости населения.

   Структура ГСЗ. В настоящее время ГСЗ функционирует в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и представляет собой систему специальных органов, предназначенных для обеспечения реализации права граждан на труд, получения ими помощи в трудоустройстве, профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке, а также социальной защиты незанятых граждан.     Система государственного регулирования рынка труда функционирует на национальном и региональном уровнях. На макроуровне она включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования. Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы отношений между нанимателями, работниками и государством, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений. Государственная служба занятости населения Республики Беларусь осуществляет свою деятельность с 1991 г. на основании Закона «О занятости населения Республики Беларусь». В 2002 г. Президент А.Г. Лукашенко подписал Указ «О совершенствовании деятельности государственной службы занятости населения», по которому территориальные органы ГСЗ (управления областных служб занятости населения, региональные, городские, районные центры занятости населения Министерства труда и социальной защиты) передаются местным исполнительным и распорядительным органам и отныне будут находиться в их структуре. Согласно документу, средства государственного фонда содействия занятости включаются в республиканский и местные бюджеты и используются в соответствии с законодательством.

   За 15 лет в принятый в 1991 г. закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Поэтому было принято решение оформить это принятием нового законодательного акта, вступившего в действие с 1 июля 2006г. Закон дополнен рядом новых статей: о праве граждан на выбор профессии; профессиональную подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения. В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости, включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).В соответствии с Законом срок нахождения в органах ГСЗ в качестве безработного ограничен тремя годами. В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости. Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется только в случаях отсутствия возможностей их трудоустройства и с их согласия.

За 20-летний период существования в новом качестве, ГСЗ населения не только прошла этапы своего становления, но и внесла значительный вклад в формирование новой, отвечающей современным требованиям, системы социальной защиты населения от безработицы, помогая гражданам в реализации их конституционного права на труд. Ее деятельность направлена на удовлетворение насущных проблем граждан в сфере социально-трудовых отношений, регулирование рынка труда и создание условий для обеспечения эффективной занятости населения. Уменьшается уровень регистрируемой безработицы: если на конец 1996 г. он составлял 4%, то на 1 января 2012 г. 0,6 % экономически активного населения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...