Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Качество трудовой жизни населения.
Важная задача совершенствования социально-трудовых отношений в РБ в значительной мере может быть решена с помощью выработки стратегии и тактики повышения качества трудовой жизни.Термин «качество трудовой жизни» (КТЖ) впервые прозвучал в 1972 г. в докладе С. Робинсона на международной конференции, посвященной проблемам трудовых отношений. Суть концепции качества трудовой жизни, получившей широкое распространение в западноевропейских странах и признанной МОТ, можно свести к следующему: главным мотиватором труда работника должна являться удовлетворенность от достижений в сфере труда в результате самореализации, что осуществимо лишь в условиях трудовой демократии. По определению Международного бюро труда (орган МОТ), в задачи повышения КТЖ входят: разработка и проведение такой государственной политики и мероприятий со стороны предпринимателей и профсоюзов, которые должны привести к уважению жизни и здоровья трудящихся, обеспечению отдыха и свободного времени, к созданию для трудящихся возможностей полностью развивать свои способности в процессе труда. В отечественной литературе понятие «качество трудовой жизни» долгое время не находило широкого применения, но изменения в сфере труда, связанные с его гуманизацией и демократизацией, происходили. Многие из них укладывались в рамки программ «научной организации труда»(НОТ) и «коллективных форм организации труда». В более широком контексте проблемы КТЖ в бывшем СССР пытались решать в соответствии с планами социального развития предприятий, которые были направлены на улучшение условий труда на рабочих местах и условий отдыха работающих. С середины 80-х гг. все большее внимание стали уделять «человеческому фактору», под которым понималась совокупность социальных, психологических и биологических свойств работника, проявляющихся в трудовой деятельности. С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в РБ и других странах СНГ, на наш взгляд, отечественная концепция КТЖ должна иметь определенные отличия. Ядром концепции КТЖ является обеспечение занятости работников за счет создания рабочих мест и сохранения низкого уровня безработицы. Главным средством мотивации к труду выступает заработная плата. Современная государственная и внутрифирменная политика должна быть направлена на повышение оплаты труда до размеров, обеспечивающих достойный уровень жизни работающих. Необходима также ориентация на создание безопасных и здоровых условий труда как фактор сохранения работоспособности персонала, увеличения периода его профессиональной активности. К направлениям повышения КТЖ, создающим условия для наиболее полной реализации трудового потенциала, также относятся: повышение содержательности труда, развитие трудовой демократии, целенаправленное изменение отношения к труду, обеспечение удовлетворенности трудом. На КТЖ может влиять множество факторов: внешние и внутренние; основные и дополнительные (второстепенные); объективные и субъективные, технико-организационные и социально-экономические факторы. Большинство экономистов, исследующих КТЖ, выделяют пять аспектов или групп показателей, характеризующих качество трудовой жизни (технология, организация, потребности личности, состояние внешней среды, содержание работы), предлагая при этом несколько незначительно различающихся вариантов системной оценки экономических и социальных показателей и индикаторов, определяющих эту сложную категорию. Комплексная оценка КТЖ возможно только на основе системы характеристик качества трудовой жизни, экспертных оценок и социологических опросов. Причем все три составляющие необходимо определять с трех разных позиций или точек зрения – работников, предпринимателей, всего общества. Реальную оценку КТЖ можно получить только при анализе и оценке как объективной, так и субъективной составляющей каждого из рассматриваемых факторов, а значит необходимо знать, как работающие сами оценивают влияние факторов КТЖ. Именно субъективная оценка, основанная на результатах исследования мнения работающих, позволяет оценивать удовлетворенность трудом отдельного работника, группы работников, всего трудового коллектива.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |