Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная защита населения в условиях рынка труда.




Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; социально уязвимым слоям – за счет государства не ниже установленного законом прожиточного минимума. В  узком смысле социальная защита касается социально уязвимых слоев населения – инвалидов, пенсионеров, безработных и т.д.

Соц. защита населения представляет собой, с одной стороны, функциональную подсистему, т.е. совокупность направлений, по которым она осуществляется, а с другой институциональную подсистему (госуд. институты, профсоюзы, общественные фонды и др.)

Функциональная подсистема включает: обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она особенно необходимо; создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни; создание условий обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в образовании, медицине и др.; обеспечение благоприятных условий труда для наёмных работников, защита от воздействия промышленного производства, обеспечение экологической безопасности; защита граждан от преступных посягательств; обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Основными институтами социальной защиты являются государство, страховые компании, фонды.

Системы социальной защиты часто делят на две группы:

немецкую (бисмарковскую по фамилии канцлера) и английскую. Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обусловлены теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни т.е. за счёт страхования. Вторая: любой человек имеет право на минимум защиты от старости, болезней и других причин снижения трудоспособности. В странах с этой системой страхование по болезни, а пенсионная система обеспечивает минимальный доход всем гражданам. Такая система финансируется за счёт налогов из госбюджета.

В качестве субъектов управления в системе соц. защиты выступает прежде всего министерство труда и соц. защиты населения, его службы и организации.

Одним из важных направлений социальной защиты является соц. страхование. Оно организуется государством, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей подвергающихся воздействию таких неблагоприятных факторов как старость, инвалидность, заболевание, потеря кормильца и др. В нашей стране действуют 3 вида соц. страхования: а) пенсионное страхование; б) страхование по временной нетрудоспособности в связи с беременностью, родами, рождением ребёнка и ухода за ним; в) страхование от безработицы, от производственных травм и проф заболеваний. Осуществляется за счёт бюджета (ФСЗН), образованного 1 июля 1993г. на основе пенсионного фонда и фонда соц. страхования. Взносы поступают от работодателей и самих работников. До 80% всех выплат приходится на пенсии.

Социальная защита нетрудоспособного населения и безработных граждан.Незанятое население – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, (сейчас в мире 16-74 года), которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью. Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Размер пособия по безработице в Беларуси чрезвычайно низок. Его получают не все безработные, а средний размер выплаченных пособий составляет 20-23% бюджета прожиточного минимума. В Минске средний размер такого пособия в декабре 2011г. составлял 149,3 тысячи рублей при бюджете прожиточного минимума в 574790 рублей. В 2012 г. поправки в закон "О занятости населения Республики Беларусь", предусматривающие с одной стороны некоторое повышение пособие по безработице и расширение обязанностей безработных с другой стороны. Законопроектом предусмотрено расширение обязанностей безработных, ужесточение требований к получающим пособия. В частности, безработного обязали являться в орган по труду после соответствующего приглашения, чтобы получить направление на работу или обучение. Даже если приглашения не было, безработный все равно должен посещать службу занятости не реже одного раза в месяц в определенный день. Поправками предусмотрена еще одна обязанность для безработных - являться на переговоры с нанимателем в течение двух рабочих дней со дня выдачи ГСЗ соответствующего направления. Законопроект, в случае его принятия, обяжет нанимателей в течение трех дней (нынче – две недели) информировать ГСЗ о введении на предприятия режима вынужденного простоя или неполной занятости.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...