Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений: понятие и принципы.




Термин «социальное партнерство» употребляется в нескольких значениях. В широком смысле он обозначает специфический тип общественных отношений, предполагающий использование мирных, основанных на конструктивном согласии и сотрудничестве принципов, форм и методов реализации интересов различных социальных групп и слоев общества. В более узком значении – это взаимодействие, способ согласования интересов работодателей, наемных работников и государства по поводу складывающихся социально-трудовых отношений, цивилизованная форма их регулирования путем переговоров, заключения договоров и соглашений.

   Теоретические предпосылки социального партнерства связаны с идеями общественного договора Ж.-Ж. Руссо, взглядами и деят-ю по согласованию социальных интересов К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р.Оуэна. Одним из первых термин «социальное партнерство» употребил английский философ и экономист Дж.С. Милль. Становление социального партнерства относится к периоду индустриального общества, окончательное утверждение системы партнерских отношений в большинстве западных стран произошло после второй мировой войны. Взаимодействие работодателей, профсоюзов и властных структур получило название «трипартизм» (т.е. три стороны партнерства). В ходу на Западе и определение «социальный диалог». Основными принципами партнерских отношений выступают равноправие сторон; добровольность принятия сторонами обязательств; приоритетность примирительных процедур в случае возникновения споров, конфликтов; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности и др. Выделяют уровни социального партнерства: общенациональный, отраслевой, местный (региональный), уровень предприятия.

   Выбор идеологии социального партнерства сделан в 90-е гг. и в Республике Беларусь. Основу правовой базы взаимодействия социальных партнерств в Беларуси составляют Конституция РБ (статья 14), Трудовой Кодекс РБ, ряд указов Президента страны и постановлений правительства. Беларусь ратифицировала около 50 Конвенций Международной организации труда. В 1995 г. созданы Национальный и региональные советы по трудовым и социальным вопросам.

 Важным шагом развития партнёрских отношений стал указ президента РБ от 15 июля 1995г. «О развитии соц партнёрства в РБ». В 1999г. были приняты указы президента «О Национальном совете по социальным и трудовым вопросам» и «О Республиканском трудовом арбитраже». Система соц партнёрства включает в себя: субъекты, объекты и предметы, механизмы и методы.Субъектами являются: наниматели, работники и органы госуправления (стороны соц. партнёрства). От имени нанимателей выступают руководители организаций и предприятий. От имени работников выступают органы профсоюзов. От имени государства – Министерство труда и соц. защиты РБ, министерства экономики, финансов и др. Выделяют следующие уровни соц парнёрства: национальный; отраслевой; региональный; уровень предприятия.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей выполнения принимаемых обязательств; обязательность исполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; приоритетность примирительных методов и процедур; обязательность проведения консультаций сторон в ходе сотрудничества по основным вопросам социальной и трудовой политики; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации; принятие решений и осуществление действий в рамках согласованных правил и процедур.     

 

26.Социальное партнерство как институт регулирования занятости.   Социальное партнерство не может не охватывать такую важнейшую компоненту экономической системы, как занятость населения. Предметом социального партнерства в сфере занятости являются отношения по поводу подготовки, использования и развития (включая переподготовку) рабочей силы, наемных работников на основе происходящих изменений на рынке труда. Вопросы занятости населения, поддержки уязвимых на рынке труда категорий находят отражение в заключаемых Генеральном соглашении между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, отраслевых и региональных соглашениях, коллективных договорах на предприятиях.Предметом обсуждения при заключении коллективных договоров и соглашений являются преимущественно следующие вопросы: механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий и охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; социальная защита: пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников. Все эти вопросы, как правило, регулируются в договорах и соглашениях, заключаемых на различных уровнях.Важнейшей задачей социального партнерства является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства. Одновременно должны решаться задачи: использование потенциала социального партнерства в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий; согласование интересов сторон в решении вопросов оплаты труда, занятости, охраны и безопасности труда, профессионального обучения и других; уточнение функций, прав и обязанностей сторон коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров; урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе.В обеспечении и содействии занятости населения важна роль таких сторон социального партнерства как объединения нанимателей (работодателей) и профсоюзы. Нанимателей представляют более 10 объединений: Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей). В республике два объединения профсоюзов, действующих независимо и осуществляющих представительство и защиту интересов работников, членов профсоюзов, - это Федерация профсоюзов Беларуси и Белорусский конгресс демократических профсоюзов. Ключевым направлением деятельности ФПБ остается защита трудовых и социально-экономических прав и законных интересов граждан. Вместе с тем все более активным становится участие профсоюзов и в реализации социально-экономической политики государства. Важная сфера реализации социального партнерства – вопросы охраны труда. Создана единая техническая инспекция труда ФПБ, которая работает в тесном взаимодействии с государственными инспекциями и нанимателями. Участие представителей профсоюзов в обсуждении контракта с работником, таким образом, контракт с членом профсоюза становится «трехсторонним» договором; обязательность получения согласия профкома при увольнении работника – члена профсоюза по инициативе нанимателя, в случае нарушения этой процедуры суды восстанавливают работника на прежнее место работы; обязательность уведомления нанимателем профоргана и ведение с ним переговоров при ликвидации или реорганизации предприятий и их структур, с последующим сокращением работников и при массовом сокращении, что позволяет разработать программы переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников.

Благодаря совместной работе социальных партнеров решен ряд серьезных проблем, стоявших ранее перед обществом и властью: практически устранены случаи несвоевременной выплаты заработной платы; размер минимальной заработной платы превысил уровень бюджета прожиточного минимума; обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных дох насел; размер пенс в р-ке явл одним из сам высоких в СНГ; офиц. уровень регистрируемой безработицы снижен до менее 1% .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...