Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды и сегменты рынка труда.
1.По масштабу: междунар.; нац.; регион.; локальн. рынки труда. 2.По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущ. рынки труда. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих. Он состоит из отдельных элементов: - открытый – это эк. Акт. население, кот. ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места;- скрытый –лица, кот. форм. заняты в эк-ке, но в то же время в связи с сокращ. пр-ва или же с измен-ем его стр-ры могут быть высвобождены.3. По критерию соотношения спроса и предложения труда – равновесный, дефицитный и избыточный рынки труда. Англ. экон-т венгер.происхождения Я.Корнаи предлагает термины ресурсоогранич. и спросоограниченный рынок труда.4.По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый рынок труда.5.По критерию социальной группы различ. рынки физического труда, умств. труда, лиц творч. труда, крестьянского труда и т.д.6.В границах указанных соц. групп выдел. рынки труда разл. квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалиф., квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Под сегментацией рынка труда понимается процесс формир. в его составе отдельных кач однор и значит по размерам частей (сегментов), выделяемых по ряду параметров: демограф, профес., отраслевому, социально-эконом-м характеристикам, географ. положению и т.д. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда –стабильный ур-нь занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профес-ного продвижения, прогрессивные технологии, с-ма управления, сильные профсоюзы и т.п.Вторичный рынок труда хар-ся большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем з/п, отсутствием профес. продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов.Сегментация рынка труда предусм. выделение внешн. и внутр. рынка труда. Внешний предусм. свободное перемещение раб. силы от одних предприятий к другим. Внутренний основывается на движении кадров внутри самого предприятия. 7. Модели рынка труда. Особенности рынка труда в РБ. модель РТ - набор устойч. Институцион. и функцион. Хар-к, присущих тому или иному рынку труда и выделяющих его среди рынков труда других стран. Модель рынка формируют: с-ма подготовки и переподготовки работников, с-ма заполнения вакантных раб. мест, с-ма регулирования труд. отношений и т.д. Японская модель. Для нее характерна с-ма труд. отношений, основыв. на принципе “пожизн. найма”, при кот. гарантир. занятость пост. работника на предприятии до достижения им пенс. возраста. Заработки работников и размеры соц. выплат прямо зависят от стажа. Американская модель. В США нет общей системы законод-ва о труде, каждый штат имеет свои законы. Т.е. для рынка труда характерна децентрализация зак-ва о занятости и помощи безработным. На предприятиях действует жесткое отнош. к работникам, кот. могут быть уволены при необход-сти сокращения объема применяемого труда или сокращения пр-ва, продолж-сть раб. времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллект. договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирм. подготовке персонала. Продвижение по службе идет не по линии повыш. квалификации, а при переводе работника на др. работу. Шведская модель. Основана на акт. роли гос-ва в регулир. Труд. отношений. Хар-ся акт. политикой гос-ва в области зан-сти, в рез-те чего ур-нь безработицы в этой стране минимальный. Главн. направление политики – предупреждение безработицы. Достижение полной зан-сти осущ-ся путем проведения: ограничит. фискальн. политики, кот. напр. на поддержку менее прибыльн. предпр. и сдерживание ПР высокодох. фирм. Особенности рынка труда в РБ: -невыс. Ур-нь регистрир. Безраб-цы (менее 1); -устойчивый кратный разрыв м/у регистрир. и общ. безработицей (последняя, по данным переписи 2009 г., составляет около 6%); - распространение скрытой занятости (неформ. занятость, выплата зарплаты в конвертах, занятость неполн. Раб. неделю (адм. отпуска и т.д.); - превышение числа вакансий по раб. профессиям над числом зарегистр. безработных (на раб. профессии приход. 79-80 % всех вакансий); - невыс. Ур-нь пособия по безраб-це (менее 200 тыс. руб.) 8. Спрос на труд: содержание, структура, факторы формир. Спрос на труд – кол-во труда, кот. работодатели желают использовать в данный период времени за опред. ставку заработной платы. Спросна раб. силу отражает потр-сть эк-ки в опред. кол-ве работников. Общий спрос колич. равен числ-сти занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд формируют работодатели, предприниматели. Стр-ура спроса на труд. В совр-х условиях стр-ра спроса на труд чрезвыч. сложна, поскольку сущ. 10-ки тысяч конкр. видов труда.С т. зр. Профес.-квалификац. Ур-ня нанимаемой раб. силы выделяют: а) спрос на высококвалиф. Раб. силу; б) спрос на раб. силу средней квалиф.; в) спрос на раб. силу низкой квалиф.; г) спрос на неквалиф. Раб. силу. Различают также индивид. и совок. спрос на раб. силу. В частном секторе рын. Эк-ки ступенями формир. Сов. спроса на раб. силу выступ. уровни отдельного предприятия, отрасли, частный сектор эк-и в целом. Спрос на труд в гос. секторе подразделяется на 2 группы: 1) спрос в сфере мат. Пр-ва и 2) спрос на раб. силу в сфере немат. Пр-ва. Совок. спрос на раб. силу в рамках нац. эк-ки слагается из суммы спроса частного и гос. Факторы формир. спроса на труд: производительность; рын. цена продукта; ст-сть раб. силы; замена труда др. факторами пр-ва; цена других факторов пр-ва. Спрос на труд – производный, или порожденный спрос, т.к. прямо зависит от спроса на создаваемый им продукт. Спрос на труд определяется: объемом пр-ва и его отрасл. Стр-ой; степенью трудоемкости пр-ва; ценой труда. Спрос на труд может быть удовлетворенным или неудовлетворенным. Удовлетворенный спрос – это реализованный спрос. Неудовлетворенный, нереализованный или резервный спрос представляет число рабочих мест, оставшихся свободными вследствие невыполнения заявок или др. причинам. Кривая спроса на труд зависит от цены труда (W) – (по вертикали) и численности занятых (L) (по горизонтали). При повышении з/п растут издержки пр-ва, увелич. Ст-сть изделий, как следствие, уменьшается прибыль и работодатели, кот. такая ситуация невыгодна, сокращают наем рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. 9. Предложение труда: понятие и определ. факторы. Предложение труда – выраженные работниками, обладающими опред. кач. Хар-ми, желание и возм-сть работать опред. кол-во времени при альтернат. уровнях з/п и проч. Равн. услов. Предложение труда – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него сп-сти к труду, выступающей в кач-ве товара на рынке труда, покупателю данного специфич. товара – работодателю за опред. плату, за опред. период времени. Факторы, определяющие предложение труда: Численность населения, прежде всего трудоспособного. Демограф-й спад уменьшает число лиц, претендующих на рабочие места; среднее кол-во раб. часов за опред. время (неделя, месяц, год). Первой конвенцией МОТ стала принятая в 1919 г. на Межд-й конференции труда Конвенция «Об ограничении раб. времени на промышл. предприятиях до 8 часов в день и 48 часов в неделю; колич. составом населения, его квалификац. Ур-ем, соотв. стр-рой; индивид. установкой на труд и досуг; уровень и стр-ра з/п. Как правило, с ростом уровня зарплаты увелич. предложение труда. Однако если индивид больше ценит расширение своб. времени, то рост зарплаты может и не сопровождаться ростом предложения труда. Показатель, отражающий как изменяется предложение труда в зав-сти от изменения з/п, наз. эластичностью предложения труда (равна % изменения предложения труда, деленному на % изменения зарплаты). В колич. выражении предложение труда равно числу лиц, выходящих на открыт. рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службы занятости или непосредственно на предприятия. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых труд. Деят-стью и ищущих работу, а также лиц, кот. выйдут на РТ в теч. прогнозируемого периода. К последним относятся: высвобождаемые работники; увольняемые работники; выпускники общеобразоват. учреждений; лица, прибывшие из др. террит.; лица, выход. на РТ из дом. и личн. Подсобн. Хоз-ва.
10. Конъюнктура рынка труда: понятие и разновидности. Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она формируется под воздействием многочисленных факторов, складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов: • трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; • трудоизбыточной, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соотв. избыток предложения труда; • равновесной, когда спрос на труд соотв. его предложению. На практике равновесие спроса и предложения раб. силы труднодостижимо. В сфере обращения всегда имеется опред. резерв раб. силы, кот. сосуществует с вакантностью части раб. мест в рез-те объемного или структурн. несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Текущая конъюнктура белорусского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики. В конце 2010 г. в РБ 39 тыс. офиц. безработных, но 57 тыс. вакансий. Однако преобладают места для рабочих (около 80%), конъюнктура же рынка труда специалистов трудоизбыточна. Различия также по регионам и по отдельным профессиям.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |