Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комедия классицизма. Творчество Мольера. Новаторство. Проблематика.




Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма опре­делили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения ко­торого были частная жизнь, быт и нравы. Несмотря на то что во Франции к середине XVII в. были написаны комедии Корнеля, Скаррона, Сирано де Бержерака, подлинным создателем класси­ческой комедии стал Жан-Батист Поклен (сценический псевдоним— Мольер). Мольер выбрал для себя позорную по тем временам профессию актера, вызвав недовольство своей родни. Пристрастие к театру он испытывал с детских лет н с равным удовольствием ходил и на уличные балаганные представления, где ставились в основном фарсы, и иа «благородные» спектакли постоянных па­рижских театров. Мольер становится профессиональным актером и возглавляет созданный им совместно с группой актеров-люби­телей «Блистательный театр» (1643), который просуществовал менее двух лет.

В 1645 г. Мольер и его друзья оставляют Париж и становятся бродячими комедиантами. Странствования по провинции продол­жались тринадцать лет, до 1658 г., и были суровым испытанием, обогатившим Мольера жизненными наблюдениями и профессио­нальным опытом. Скитания по Франции стали, во-первых, под­линной школой жизни: Мольер воочию познакомился с народными нравами, бытом городов и деревень, он наблюдал разнообразные характеры. Он познал также, часто на собственном опыте, не­справедливость установленных законов и порядков. Во-вторых, Мольер обрел в эти годы (а он уже начал исполнять комические роли) свое подлинное актерское призвание; труппа же его (он возглавил ее в 1650 г.) постепенно сложилась в редкое сочетание превосходных комических талантов. В-третьих, именно в провин­ции Мольер начинает писать сам, чтобы обеспечить своему театру оригинальный репертуар. Учитывая вкусы зрителя, как правило народного, и соответственно собственные стремления, он пишет в жанре комическом. Прежде всего Мольер обращается к тради­циям фарса, многовековому народному искусству. Фарс привлекал Мольера своим содержанием, взятым из повседневной жизни, разнообразием тем, пестротой и жизненностью образов, разнооб­разием комических ситуаций. Всю жизнь Мольер сохранял это пристрастие к фарсу и даже в свои самые высокие комедии (на­пример, в «Тартюф») часто вводил фарсовые элементы. Немалую роль сыграла в творчестве Мольера и итальянская комедия масок, которая была очень популярна во Франции. Характерные для комедии масок импровизация актеров во время спектакля, затейливая интрига, взятые из жизни характеры, принципы актерской игры были использованы Мольером в его раннем творчестве.

Удовлетворяя требованиям короля создавать развлекательные зрелища, Мольер обращается к новому жанру — комедий-бале­тов. В Париже Мольером было написано 13 пьес, в которые как необходимая, а часто и как главная составная часть входила му­зыка. Произведения эти неверно считать, как это иногда принято, чем-то второстепенным. Почитая основным в своей писательской работе умение нравиться публике, Мольер искал особые способы воздействия на зрителя. Эти усилия и привели его к созданию но­вого жанра путем органического соединения разнородных эле­ментов — драматургии, музыки, танца, и современники оценили его новаторство. Мольер умело использовал самые разнообразные пути для достижения гармонического сочетания пения, музыки и танца с драматургическим действием. Многие комедии-балеты, ломимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение. Кроме того, эти новатор­ские пьесы Мольера (в сочетании с музыкой Люлли) способство­вали рождению во Франции новых музыкальных жанров: траге­дии в музыке, т. е. оперы (комедии-балеты первой группы) и ко­мической оперы (комедии-балеты второй группы) — чисто фран­цузского демократического жанра, расцвет которого наступит в XVIII столетии.

 «Смешные жеманницы» (1659) —пьеса злободневная и сати­рическая, в которой высмеивается модный прециозный, салонно-аристократический стиль. Предметом сатиры Мольера стали нор­мы прециозной литературы, приемы «деликатного обхождения» в повседневном быту, галантный, малопонятный жаргон, заменя­ющий общепринятый язык. 

Две очередные пьесы, комедии нравов, также разрабатывают тему любви, брака и семьи. В комедии «Школа мужей» показаны два взгляда на семейные отношения. Отсталые, патриархальные воззрения свойствен­ны Сганарелю, ворчливому и деспотичному эгоисту, который хо­чет добиться повиновения юной Изабеллы суровостью, принуж­дением, шпионством, бесчисленными придирками. Арист — сто­ронник иных методов воспитания женщины: строгостью и наси­лием добродетель не воспитаешь, излишняя суровость принесет вред, а не пользу. Арист признает необходимость свободы в вопросах любви и убежден, что доверие — непременное условие семейного союза. Он выражает новое просвещенное, гуманисти­ческое мировоззрение. Нравственное поведение героев пьесы основано на следовании природным инстинктам, что было усвоено Мольером из моральной философии Гассенди. Для Мольера, как и для Гассенди, естест­венное поведение — это всегда поведение разумное и нравствен­ное. Это неприятие любого насилия над человеческой натурой.

«Школа жен» развивает проблемы, поставленные в «Школе мужей». Фабула пьесы сильно упрощена: здесь действует только одна пара — Арнольф и Агнеса, и обрисо­ваны они с большим психологическим мастерством. Богатый буржуа Арнольф, купивший дворянское поместье, воспитывает юную Агнесу, которую хочет сделать своей женой, в страхе и невежестве. Убежденный, что брак с ним будет для Агнесы счастьем, свой деспотизм он оправдывает тем, что богат. Он внушает Агнесе свои десять заповедей супру­жества, суть которых сводится к одной мысли: жена — безро­потная рабыня мужа. Арнольф воспитывает Агнесу в полном неведении жизни, он радуется каждому проявлению ее наивности и даже глупости, так как считает это луч­шей гарантией ее верности и будущего семейного счастья. Но ха­рактер Агнесы меняется по ходу развития пьесы. Наивная про­стушка перерождается, полюбив Ораса. Она умнеет, когда ей приходится защищать свое чувство от посягательств Арнольфа.

Оценивая комедию как жанр, Мольер заявляет, что она не только равноправна с трагедией, но даже выше ее, ибо «застав­ляет смеяться честных людей» и тем самым «способствует иско­ренению пороков». Задача комедии — быть зеркалом общества, изображать недостатки людей своего времени. Критерием худо­жественности комедии служит правда действительности. Этой правды можно добиться лишь тогда, когда художник черпает ма­териал из самой жизни, выбирая при этом наиболее закономерные явления и создавая обобщенные характеры, основанные на конк­ретных наблюдениях. Драматург должен рисовать не портреты, «а нравы, не касаясь людей». Так как «задача комедии — пред­ставлять все недостатки людей вообще и современных людей в особенности», то «невозможно создать характер, который не походил бы ни на кого из окружающих». Писатель никогда не исчерпает всего материала, «жизнь поставляет его в изобилии» (там же). В отличие от тра­гедии, рисующей «героев», комедия должна изображать «людей», при^ этом надо «следовать натуре», т. е. наделять их чертами, свойственными современникам, и рисовать их живыми лицами, способными испытывать страдания. «Я, по крайней мере, счи­таю,— пишет Мольер,— что играть на высоких чувствах, изде­ваться в стихах над несчастьями, громить судьбу и проклинать богов куда легче, чем проникать в смешные стороны людей и пре­вращать их недостатки в приятное зрелище. Когда вы рисуете ге­роя, вы делаете все, что хотите... Но рисуя людей, надо рисовать их с натуры. От этих портретов требуется, чтобы они были похо­жи, и если в них нельзя узнать современников, вы потрудились напрасно». Следуя «величай­шему из правил — нравиться» (там же), Мольер призывает при­слушиваться «к здравым суждениям партера», т.е. к мнению наиболее демократического зрителя.

Комедии Мольера можно разделить на два типа, отличные по художественной структуре, характеру комизма, по интригё\и со­держанию в целом. К первой группе относятся комедии бытовые, с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой. Их комизм — это комизм положений («Смешные жеман­ницы», 1659; «Сганарель, или Мнимый рогоносец», 1660; «Брак поневоле»,   1664; «Лекарь поневоле», 1666; «Плутни Скапена»,

1671). Другая группа — это «высокие комедии». Они должны быть написаны большей частью стихами, состоять из пяти актов. Комизм «высокой комедии»— это комизм характера, комизм ин­теллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Ученые женщины» и др.).

В середине 1660-х годов Мольер создает свои лучшие комедии, в которых подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала «Тартюф, или Обманщик» (редакция 1664, 1667 и 1669 гг.). Пьеса должна была быть пока­зана во время грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который состоялся в мае 1664 г. в Верса­ле. Однако пьеса расстроила праздник. Против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Представления пьесы прекратили.

Мольер сделал попытку поставить пьесу в новой редакции. В первой редакции 1664 г. Тартюф был духовным лицом. Во второй редакции (1667 г.; как и первая, она до нас не дош­ла) Мольер расширил пьесу, дописал еще два акта к имеющимся трем, где изобразил связи лицемера Тартюфа с двором, судом и полицией. Тартюф был назван Панюльфом и превратился в светского человека, намеренного обвенчаться с дочерью Оргона Марианной. Комедия, носившая название «Обманщик», конча­лась разоблачением Панюльфа и прославлением короля. В по­следней, дошедшей до нас, редакции (1669) лицемер снова был назван Тартюфом, а вся пьеса —«Тартюф, или Обманщик».

 «Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище».Перед комедией стоят две большие задачи:поучать и развлекать. Представления Мольера о задачах комедии не выходят из круга классицистической эстетики.задача комедии - дать на сцене приятное изображение общих недостатков. Актер должен играть не самого себя. Комедия Мольера содержит в себе все характерные особенности классицистического театра. В начале пьесы ставится какая-то нравственная, общественная или политическая проблема. здесь же указывается на размежевание сил. две точки зрения, два толкования, два мнения. Возникает борьба с тем, чтобы дать в конце решение, мнение самого автора. Вторая особенность - предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи. Развитие сюжета, конфликт, коллизии и сами сценические персонажи лишь иллюстрируют заданную тему. все внимание драматурга привлечено к изображению страсти, которой одержим человек. мысль драматурга приобретает большую четкость, весомость. 

 Творчество Мольера позволяет не только познакомиться с еще одной мощной творческой индивидуальностью, но и понять своеобразие жанра классицистической комедии. Надо иметь в виду, что в нашем литературоведении комическая и сатирическая направленность творчества Мольера довольно долго отождествлялась с реализмом, поэтому в старой учебной литературе можно встретить оценку комедиографии Мольера как реалистической. Однако следует обратить внимание на то, что драматурга, при всей злободневности тематики его комедий, влекут вечные, общетипологические характеры и ситуации, что характер основного и второстепенных героев строиться на выделении главенствующей черты (лицемерие Тартюфа, скупость Гарпагона, мизантропия Альцеста и т.д.), что разнообразные комические традиции - итальянской комедии "масок", комедии "дель арте", испанской комедии "плаща и шпаги", античной комедии, наконец, народной фарсовой традиции - трансформированы Мольером в соответствии с классицистическим вкусом, чувством меры, что писатель стремится к развитию так называемой "высокой комедии". Необходимо привести аргументы в пользу той концепции, которая кажется наиболее убедительной.

В творчестве Мольера можно выделить несколько тем, к кото­рым он неоднократно обращался, развивая и углубляя их. К числу их можно отнести тему лицемерия («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Мяимый больной» и др.), тему мешанина во дво­рянстве («Школа жен», «Жорж Данден», «Мещанин во дворян-- стве»), тему семья, брака, воспитания, образованности. Первой комедией на эту тему, как мы помним, были «Смешные жеманни­цы», продолжена она была в «Школе мужей» и «Школе жен», а завершена в комедии «Ученые женщины» (1672), которая вы­смеивает внешнее увлечение науками и философией в парижских салонах второй половины XVII в. Мольер показывает, как свет­ский литературный салон превращается в «научную академию», где ценят тщеславие и педантизм, где претензиями на правиль­ность и изящество языка пытаются прикрыть пошлость и беспло­дие ума (И, 6, 7; Ш, 2).

Недаром Буало, высоко ценивший творчество Мольера, обви­нял своего друга в том, что он «слишком народен». Народность комедий Мольера, которая проявлялась и в их содержании, и в их форме, основывалась, прежде всего, на народных традициях фарса. Мольер следовал этим традициям в своем литературном и актерском творчестве, всю жизнь сохраняя пристрастие к демо­кратическому театру. О народности творчества Мольера свиде­тельствуют и его народные-персонажи. Это, прежде всего, слуги: Маскариль, Сганарель, Созий, Скапен, Дорина, Николь, Туанетта. Именно в их образах Мольер выразил характерные черты нацио­нального французского характера: веселость, общительность, приветливость, остроумие, ловкость, удаль, здравый смысл.

Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко ут­верждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма». При этом обычно ссылаются на отступления от формальных правил классицистской поэтики (например в «Дон Жуане» или некоторых комедиях фарсового типа). С этим нельзя согласиться. Правила построения комедии трактовались не так строго, как правила трагедии, и допускали более широкое варьи­рование. Мольер — самый значительный и самый характерный комедиограф классицизма. Разделяя принципы классицизма как художественной системы, Мольер сделал подлинные открытия в области комедии. Он требовал правдиво отображать действи­тельность, предпочитая идти от непосредственного наблюдения жизненных явлений к созданию типических характеров. Эти ха­рактеры под пером драматурга приобретают социальную опреде­ленность; многие его наблюдения поэтому оказались пророчески­ми: таково, например, изображение особенностей буржуазной психологии.

Сатира в комедиях Мольера всегда заключала в себе общественный смысл. Комедиограф не рисовал портреты, не фик­сировал второстепенные явления действительности. Он создавал комедии, которые изображали быт и нравы современного обще­ства, но для Мольера это было, по существу, формой выражения социального протеста, требования социальной справедливости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 832.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...