Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика французской литературы XVII в. Борьба направлений.




Французская литература XVII века, давшая Франции ее великих классиков, была чрезвычайно богата художественными достижениями, оказывала значительное влияние на другие национальные литературы Европы, во многом определила культурный облик столетия в целом. Этому немало способствовали особенности социально-исторического развития страны в XVII столетии. Необходимо не только учитывать активный процесс централизации французского государства, но и драматические перипетии этого процесса на протяжении века. В отличие от испанского, французский абсолютизм был важным прогрессивным фактором развития экономики и культуры Франции XVII века. Историки говорят о нем как о политическом выражении процесса разложения феодализма, однако ему присуща бюрократизация не только управления, но в значительной степени и общественной жизни страны, стремление государства к упорядочиванию и определенному регулированию культурной, духовной деятельности людей. Закономерно поэтому, что современные историки отказались от того, чтобы рассматривать движения, в той или иной мере оппозиционные абсолютизму XVII века во Франции, как "реакционные". Особенно существенному переосмыслению подверглась Фронда: этот переломный момент в истории страны ныне рассматривается как широкое антиналоговое общественное движение середины века, сыгравшее важную роль в формировании актуальной проблематики французской литературы. Еще одним важным фактором литературного развития и шире - культурной жизни Франции этого периода - был либертинаж - религиозно-философское и культурное вольномыслие, сторонниками которого были в том числе и известные литераторы. Чтобы отчетливее представить воздействие французского рационализма (Декарт) и сенсуализма (Гассенди) на развитие литературы, надо использовать знания философии того периода. Обратите внимание и на взаимоотношение философии и религии в творчестве Паскаля, например, а также и на некоторые особенности литературной жизни Франции в этот период (создание так называемой Французской Академии, члены которой стремились выполнять функции регламентирующего художественный вкус современников учреждения; появление разнообразных кружков, салонов, укрепляющих атмосферу критического обсуждения литературных новинок, выражающих тягу французского общества к публичным формам общения и т.д.).

 В критической литературе можно встретить два типа периодизации французской литературы: в ней либо выделяют два этапа - первая половина столетия (до начала Фронды в 1648г.) и вторая половина века; либо предлагают более дробную периодизацию: 1590-1620-е гг.; 1630-50-е гг.; 1660-80-е гг. И в том, и в другом случае периодизации имеет существенные основания, поэтому можно самим решить, какой из них удобнее пользоваться при изучении темы. В пособии более целесообразно воспользоваться дробной периодизацией, так как это позволит остановить внимание не только на общем движении литературных направлений, но и на подробностях их динамики на протяжении эпохи.

Необходимо усвоить не только то, что во Франции XVII века развиваются барокко и классицизм, но и как они взаимодействуют и борются друг с другом, какова эволюция каждого из них и т.д. Знакомясь с французской литературой XVII века, можно заметить, что, хотя барочные произведения преобладают в первой половине столетия, а классицистические доминируют во второй его половине, они не только не вытесняют полностью друг друга, но оказывают взаимное влияние, часто обогащают поэтику другого направления.

Первый этап развития французской литературы связан с началом процесса укрепления абсолютизма после периода религиозных войн конца XVI столетия. Это также и время формирования классицизма во французской поэзии19. Изучая литературу этого периода, необходимо познакомиться с поэзией Ф.Малерба - поэта, сыгравшего чрезвычайно важную роль в становлении во Франции поэтического языка Нового времени, основателя школы поэтов, ощутить ясность, стройность, логичность образов и композиции в его стихотворениях, торжественность интонации и гражданственный пафос. Эти свойства надо связать с эстетическими принципами поэта, с его стремлением к реформе французской поэзии, с острой критикой им популярной в ту пору во Франции маньеристической поэзии Ф.Депорта: это позволит понять, что классицизм рождался под знаком борьбы с традицией, авторитетами, литературными кумирами и т.д. И внутри этого направления с самого начала велась не менее острая полемика. В некоторых исследованиях можно встретить утверждение, что классицистической поэзии Малерба противостояло реалистическое сатирическое творчество М.Ренье. Однако на самом деле оба эти поэта - зачинатели классицизма, и различие между ними продиктовано как в определенной мере разным пониманием "правильного искусства", так и ориентацией каждого из них либо на высокие (ода), либо на низкие (сатира) жанры. Следует обратить внимание на то, что М.Ренье создает не гневную политическую, а нравоописательную сатиру, ориентирующуюся на традиции Горация и прокладывающую путь сатирическим комедийным типам Мольера.

Хотя появление Малерба во французской поэзии порой, вслед за известным теоретиком классицизма Н.Буало, некоторые склонны расценивать как безусловный триумф классицистической поэзии и залог ее преобладания в дальнейшем поэтическом развитии страны, надо обратить внимание на то, что во Франции в этот период развивается и барочная поэзия, интересная не только своей полемикой с Малербом, но и своими поэтическими находками в области интеллектуально-философской лирики (Т. де Вио) или бурлескной поэзии (Сент-Аман). Общим стремлением и барочных, и классицистических поэтов этого этапа было стремление к творческой независимости от литературных авторитетов, "бунт против традиции" (Е. Шацкий). Расходятся же они в оценке того, возможны ли, необходимо ли в поэзии общие правила или нет.

3. маньеризм – букв. от манера, приём. Гл. вопрос: является самост. направлением или вариантом барокко. И то, и др. Оч. часто определяли как стилевое течение позднего ренес., или даже стиль. Это стиль отличается сложной, изощр. поэтич. манерой. Это явление связывает поздний ренес. с кризисом ренес. => первая реакция на распад ренес. мироощущения. Реакция внтури ренес. С его помощью осознаются новые приёмы, цели ис-ва. На первый план выдвигается тврч. манера (инд. инициатива художника) => связан с поиском новых форм, образов. В литре маньеризм появился после живописи, скульптуры, тесно связан с живоп. принципами.

Во 2 пол. 16 в. маньеризм входит в более крупное явление – барокко. Смыкается, становится частью => многие исследователи говорят, что маньеризм – одно из течений бар. Одно из первых, кот. зреет внутри предыд. эпохи.

Идеи:

4. рока, судьбы, предопределения (бар.) Темы и проблемы: зависимость ч-ка, неуверенность в жизни, скептицизм, одиночество.

5. идея относительности всего. В рез. – игра противоположностями, на контрастах. Условность границ разных явлений.

6. мистицизм, иррационализм.

Часто определяют как дворянское бар. В этой среде маньеризм был популярен и развивался.

Явления маньеризма:

1. фр. течение – прециозная культура и литра = ихзящное, изысканное, драгоценное, вычурное, жеманное. Аристокр. салоны, кот. представляют собой особую культ. вереницу. Сам. изв. – салон маркизы де Рамуйе, салон Мадлен де Скюлери. В основе салон. культуры лежит умение изящно использовать слово, манеру, вычурность стиля, формы => элитарный характер.

Одна из форм салон. ис-ва – салонная беседа (Мольер пародирует в «Смешных жеманницах», «Мизантропе»); переписка, но гл. – салон. поэзия. Преобладают малфе формы, в кот. изысканность – идеал: стансы, сонет, послание, баллада, рондо, мадригал. Прец. литра породила и крупную форму – роман. 1 из гл. представителей – Мадлен де Скюлери. Она представляет ту жанровую разновидность прец. романа, кот. до этого определяли галант.-героич. («Клея»). Вторая форма – пастор. роман. Крпнш. представиель: Оноре де Юрфе («Астрея»).

В основе прец. литры лежит идея галантности (куртуазности = светскости). Вся эта литра вращается вокруг идеала утонч., изыск. светскости. Галантность – система для поведения, кот. принята в обществе. В т.ч. прасространяется на люб. отношения. Быть поэтом модно, принято

Помимо поэзии барокко, во Франции развивается и барочная драматургия. В творчестве А.Арди отчетливо проступают жанровые особенности характерного в театре барокко жанра трагикомедии: насыщенность динамическим действием, эффективность мизансцен, усложненность сюжета и т.п. Однако французская драматургия барокко менее художественно значительна, чем драматургия классицизма.

Иначе обстоит дело в области художественной прозы, прежде всего романа. Здесь в первый период развития французской литературы, как, впрочем, и далее, господствует барокко и в его "высоком", и в "низовом" демократическом варианте, формируя единую и антиномичную одновременно систему барочного романа. Чрезвычайно важную роль в становлении этого жанра в XVII столетии, в развитии особой светской цивилизации сыграл любовно-психологический пасторальный роман О. д Юрфе "Астрея".

Анализируя особенности литературного процесса во Франции на следующем этапе, необходимо обратить внимание на то, какую роль в культурной жизни этого периода - периода дальнейшего укрепления абсолютизма, деятельности кардинала Ришелье - играет созданная в 1634 году Французская Академия: прежде всего это упорядочивание норм литературного языка, теоретическая разработка нормативной классицистической эстетики, критическое обсуждение современной литературы. Эта деятельность - составная часть более общего процесса укрепления классицизма, особенно в области драматургии. Однако и барокко продолжает в этот период свое развитие во Франции (в поэзии Тристана л, Эрмита, Сент-Амана, Скаронна, в философской прозе Паскаля, в романе). Барочно-классицистическая природа этого явления ясно проступает в теории романа как "эпопеи в прозе", воплощающей "правдоподобное" и подчиняющейся правилам, в своеобразии поэтики этого романа, в его композиции, представляющей некую упорядоченную сложность, в системе и развитии конфликта.

Роман "низового барокко" приобретает в этот период особые "амальгамные" тенденции: при сохранении полемического пафоса этой жанровой модификации Тристан л, Эрмит и Скаррон включают в фабулу своих романов "высокие " мотивы, сцены и другие элементы антиномичной романной структуры, уже не всегда их пародируя, а иногда прямо используя.

Все это свидетельствует, что классицизм во Франции набирает силу, становится центральным явлением литературной жизни. В то же время середину XVII века часто называют "эпохой Паскаля" - философа, воплотившего противоречивое, смятенное видение человека барокко (обратите внимание на то, что, хотя "Мысли" были опубликованы лишь после смерти их автора, создавались они в 1640-50-е годы): классицистическая упорядоченность и хаос барокко оказываются компонентами единого процесса становления нового литературного этапа. Необходимо разобраться в том, какую роль играет в этом процессе драматургия П. Корнеля.

Понятие о классицизме

КЛАССИЦИЗМ - литературное направление, развивавшееся в течение 16-19 вв. Расцвет его приходится на 17-18вв. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве Франции в это время. Термин означает «образцовый». Самый яркий пример искусства классицизма - французская драматургия 17в.

Мировоззрение классицизма опирается на понятие РАЗУМА. Идея нормативна – результат рацион. отн-я к ис-ву. Классицисты считали, что с помощью разума можно упорядочить сложную картину мира. В мире надо искать гармонию, систему, симметрию.

Поэтому в искусстве классицисты предлагают целую систему правил, норм. Образцом послужила для них античность.

Цель классиков: смысл пр-я, кот. ничто не должно мешать (восприятию). Донесение идеи. Схематичность – результат эстетики. Не идёт речи о правде жизни.

Черты эстетики классицизма выражают рациональность:

1. Главное в произведении искусства- это мысль, идея, содержание.

2. Форма же должна служить идее- т.е..она должна быть простой, ясной, строгой, логичной.

3. Произведение должно быть пропорциональным, иметь чёткое строение. Действие сосредотачивается на одной сюжетной линии. Количество персонажей мало, они обозначают определённые идеи.

4. Герой классицизма - воплощение определённой идеи, положения. Поэтому характер в классицизме статичен (не развивается). Характер здесь строится на преобладании одной-важной, определяющей- черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него.

5. Классицизм - искусство слова, герои выражают себя не в поступках, а в речах, рассказывают о своих действиях, размышляют вслух. Отсюда-большие, часто программные монологи.

6. Основной конфликт классицизма - противоборство общего и личного начал. Чувства, эгоистические стремления, желания, страсти сталкиваются с понятием долга, с представлениями о чести, с общественным мнением, установками, с законами. Герои вынуждены таким образом постоянно выбирать между здравым смыслом, разумным (долгом) и неразумным началами (чувством).

7. Классицизм запрещает смешивать противоположные явления ( высокое и низкое, смешное и серьёзное, и т.д.). Возникает система жанров, где существуют строгие правила:

Высокие жанры: Ода, трагедия, эпопея. Сюжеты - мифологические и исторические; Проблемы и темы-общезначимые, возвышенные, героические;Герои и чувства-благородные.Язык и стиль- Экспрессивный, патетический, яркий.В трагедии основной конфликт-столкновение долга и страсти; Разумный выбор- в пользу общего начала(чести, закона, долга). Неразумный выбор ( любовь, эгоизм) приводит к трагическим обстоятельствам (смерти героя). В трагедии всё внимание сосредоточено на внутреннем сложном , противоречивом состоянии героев.

Низкие жанры: Комедия, сатира, басня, фарс. Сюжеты и темы - современные, актуальные. Герои- принадлежат к разным сословиям; Большую роль играют слуги или горожане (3-е сословие). Язык- более свободен, основа произведения- остроумный диалог. В комедии основной конфликт-противоборство разума и неразумия, здравого смысла и заблуждения. Смешным считается то, что неразумно (прямо противоположно трагедии). В комедии на первом месте -интрига. ( любовные истории, случайности, недоразумения, совпадения,)

8. В драматургии! классицизма существует требование соблюдения « трёх единств» - времени ( действие происходит только в теч. 24 ч.), места ( в одном месте), действия. Механически перенесены из ант. театра, для кот. существовали нормативно и не были закреплены, ант. не распологал др. средствами, особенности восприятия. Единство действия – для классиков это единство идеи, структуры, кот. д. эту идею представлять. Идея не д.б. чем-то осложнена => минимум героев.

9. Идеал классицизма - античность. Классическая древность выступает как образец совершенного и гармоничного искусства. Писатели и художники часто обращались к образам и сюжетам античных мифов, изучали и использовали в своих произведениях материал античной истории. Античность трактовалась исходя из эстетики св. времени. Это представление классиков о нормах ант. ис-ва. Берут то, что им подходит. Античность трансформирована. Культ её – важное составляющее культуры. Адаптация под эпоху. Отбирается материал соотв.: поэзия, пастор. жанры, драм. формы, элементы композиции, траг. законы.

10. Цель литературы - воспитывать, она должна быть полезной для общества, нести моральный урок. => все средства.

Очень важно ощутить внутренний драматизм классицистического видения действительности, не устраняемый, а, быть может, еще и усиленный дисциплиной внешних его проявлений. Классицизм как бы пытается художественно преодолеть противоречие, которое барочное искусство прихотливо запечатлевает, преодолеть его посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 487.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...