Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комедия барокко (Кальдерон).




Эти черты достаточно ярко обнаруживаются уже в комедиях о любви, в которых Кальдерон наиболее близок к традициям Лопе де Веги. Эти комедии —«С любовью не шутят» (1627 ?), «Дама-невидимка» (1629) и др.— принадлежат к жанру комедий интриги. Чувство любви у Кальдерона лишено той глубины и непосред­ственности, какими оно обладает в комедиях Лопе. Комедии о любви у Кальдерона — всегда «высокие» комедии. В них дей­ствуют только дворяне и, конечно, в точном соответствии с прин­ципами куртуазности и законами чести. Как бы ни была глубока страсть, проснувшаяся в душе девушки, она никогда не совершит «ошибок любви», на которые порыв чувства иногда толкает геро­инь Лопе де Веги. Сколь бы сильным ни было любовное чувство героев Кальдерона, речь их, исполненная внутреннего напряжения и динамики, остается безупречно логичной и нередко излишне цветистой в духе Гонгоры. Любовь у Кальдерона, как и всякая иная страсть, проверяется разумом. Пьесы этого драматурга привлекают не силой стихийных страстей, не одержимостью геро­ев, а удивительной ясностью композиции, великолепным мастер­ством в п строении интриги, простотой и глубиной человеческих характеров. Если что-то и нарушает логику развития действия в его комедиях, то это вторжение в интригу сил, не зависящих от героев и принимающих обличие случая.

Многие пьесы Кальдерона построены на своеобразном взаи­модействии человека и окружающих его вещей. В этом драматург находит один из истоков комизма, но не только в этом: писатель барокко, он наделяет активностью какое-нибудь «механическое приспособление» и таким образом подчеркивает бессилие челове­ка, его неспособность понять жизненные закономерности и, тем более, направлять ход событий.

Типичный пример этого — комедия «Дама-невидимка». В этой пьесе братья дон Хуан и дон Луис, опасаясь, что их друг дон Ма­нуэль, поселившийся у них, может посягнуть на честь их сестры, загораживают шкафом дверь из его комнаты в комнату доньи Анхелы. Но это сразу же дает обратный эффект: через шкаф донья Анхела и ее служанка проникают в комнату дона Мануэля, чтобы удовлетворить свое любопытство. Следы этих посещений порождают недоумение и даже страх в душе Мануэля и, в осо­бенности, его суеверного слуги, который готов признать в невин­ных подношениях, оставленных девушками, плоды дьявольских козней. Наступает момент, когда «механическое приспособление» становится как бы самостоятельным персонажем пьесы, путаю­щим все расчеты героев и воздействующим на события самым не­ожиданным образом. В этих условиях конечное торжество воз­никшего между Анхелой и Мануэлем чувства оказывается не свидетельством неодолимости истинной любви, как у Лопе, а ре­зультатом счастливого для молодых героев стечения обстоя­тельств.

 «Дама-невидимка»: дидактич. момент. Стекл. ход – символ – людей соединяют невидимые препятствия. Бар. композиция усложнена символикой.

Хар-р Анхелы – ренес. черта – стремление к счастью, огр. воля, ум, хотрость, смелость. Мануэло – филос. сторона пьесы. Здравый рассудок. Смел, решителен, человек разума и воли. Проблема сверхъест. А. и М. – герои, кот. сами стряот свою судьбу, герои д-я (ренес). Бор.: Беатрис (подчиняется) и 2 брата. Луис: своя философия жизни, чувства. Отдаётся ему, страсти.

Контраст хозяев и слуг: Космо – представитель быт. сознания, где всё перемешено – мистицизм и практицизм. Новое: проблема личности, веры, мистического.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...