Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

До поразки у першій україно-більшовицький війні 23 страница




Всякое нарушение каких либо обеспеченных законом гражданских прав учреждениями или должностными лицами государства дает право потерпевшему на возмещение государством понесенных им убытков. 

Каждому предоставляется на вошедшие в законную силу приговоры и решения судебных мест, буде таковые признаются ими несогласными с справедливостью и не подлежат дальнейшему обжалованию в судебных инстанциях, обращаться в определенных законом срок к его Королевскому Величеству с всеподданнейшим прошением о восстановлении допущенного вследствие несправедливого приговора, или решения, нарушения его прав. Прошения сии подлежат рассмотрении в установленном законодательством порядке и могут иметь своим последствием: сложение или уменьшение наказания и уплату из государственных средств определенного денежного вознаграждения, причем права третьих лиц, признанные за ними окончательным судебным приговором или решением, остаются в силе.

 

ІІ. Государственный строй и глава государства.

 

Украинская Держава есть наследственная конституционная монархия с Королем во главе. С Королевским Украинским престолом нераздельны престолы и титулы: Великого Князя Киевского и Гетмана Всея Украина и войск казацких.

Постановления о порядке наследия престола, о совершеннолетии Короля, о правительстве (регентстве) и опеке, содержащихся в статьях части І-й тома І-го Свобода законов [нерзб] издания 1892 года остаются временно в своей силе.

Король, при вступлении на престол, или по достижении совершеннолетия, в присутствии Совета Министров, сената и Государственного совета, если они находятся в сборе, приносит присягу в соблюдении и охранении основного государственного устава, о чем возвещает народу особам Универсалом. Такую же присягу приносит правитель (регент) при вступлении в управление государством.

В случае болезни Короля, лишившей его возможности совершать акты управления, совет министров созывает Государственный Совет и Сенат, которые, удостоверившись в необходимости учреждения Правительства (регенства) объявляют о вступлении в действие упомянутых выше узаконений о правительстве и опеке.

На содержание Королевского двора отпускается из государственных средств особая сумма, которая определяется Советом Министров и Государственным Советом.

Король есть верховный глава государства. Его Особа священна и неприкосновенна. Лица, содействующие Королю в осуществлении верховной власти и выполняющие его повеления, подлежат ответственности на основаниях в законах указанных.

Ни один акт Короля по управлению государством не может иметь силы, если он не скреплен подписью министра, который тем самым принимает на себя за этот акт ответственность.

Король утверждает и обнародует законы принятые Советом Министров, Государственным Советом и Сенатом.

Законы обнародуются во всеобщее сведение Сенатом, посредством напечатания в установленном порядке, и, по обнародовании, получают обязательную силу с назначенного для того в самом законе срока. При не установлении же такового - по истечении двух месяцев со дня напечатания закона.

Нарушающие законы распоряжения правительственного места или лица не имеют ни для кого либо обязательной силы. Ответственность должностных лиц за нарушение законов не умаляется в том случае, если такое нарушение последовало по приказанию высшего начальства.

Закон не может быть отменен или приостановлен иначе как только силою закона.

Государственный Совет созывается Королевской Грамотой, такими же Грамотами закрываются их сессии. Король может распустить досрочно Государственный Совет с тем, что бы выборы были произведены в течении трех месяцев и Государственный Совет в новом составе был созван не позднее как через четыре месяца со дня распущения. Сроки выборов и созыва Государственного Совета должны быть обозначены в той же Грамоте в коей производится распущение. 

Королю принадлежит власть верховного управления - он объявляет войну, заключает мир и иные договоры с иностранными державами. Договоры мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с обязательствами для государственной казны, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не раньше, как по одобрении их Государственным Советом, Советом Министров и Сенатом.

Король назначает и увольняет министров и всех прочих должностных лиц, для назначения и увольнения коих не установлено законом иного порядка.

Король назначает пожизненных членов Государственного Совета.

  Королю принадлежит верховное начальствование сухопутными и морскими вооруженными силами Российской державы. Он производит в чины лично и через лиц ему подчиненных и жалует графские и княжеские титулы.

Король имеет право во исполнении соответственного закона чеканить монету.

Королю принадлежит право полного помилования и смягчения наказаний, с тем ограничением, какое установлено в отношении министров.

 

ІІІ. Государственный Совет

 

Государственный Совет составляет верховную палату Украинского парламента.

Члены государственного Совета, как верхней палаты, в числе не более пятидесяти назначаются пожизненно Королем из числа лучших и умнейших людей Украины, представляемых Королю земскими собраниями, городскими думами столичных и областных городов, Сенатом, советами университетов и другими учреждениями, которым это право в будущем будет даровано в законодательном порядке.

Остальные члены Государственного Совета в числе ста избираются областными земскими собраниями на срок шести лет.

В случаях, если по каким либо причинам какое либо место выборного члена Государственного Совета сделается вакантным, назначаются дополнительные выборы, если до срока окончания полномочий выбывшего осталось более года.

Звания выборного члена Государственного Совета присваивается избранным лицам с момента оглашения результатов выборов в месте их производства.

Члены Государственного Совета не могут быть жалуемы чинами, орденами, или придворными званиями, а также арендами, или какими либо иными имущественными выдачами.

Члены Государственного Совета утрачивают свое звание, если, не состоя на государственной службе вступают в оную на должность, сопряженную с чинопроизводством или получением от казны какого либо оклада содержания, или, если, состоя уже на Государственной службе, назначаются на должность высшую по классу, либо сопряженную с получением от казны высшего оклада содержания.

Правило настоящей статьи не распространяется на случай назначения       министром.

Лица, выбывшие из состава Государственного Совета на основании предыдущей статьи могут восстановить свое положение путем нового избрания их.

Члены Государственного Совета в своих суждениях и решениях не могут быть связаны наказами или указаниями своих избирателей.

Вне Государственного Совета члены ея не подлежат никакому преследованию или ответственности за поданный при отправлении обязанностей члена Государственного Совета голос, или за выраженные при отправлении сих обязанностей суждения.

Во время собрания Государственного Совета члены их не могут быть без предварительного разрешения Сената ни привлекаемы к уголовному следствию и суду, ни подвергнуты домашнему аресту, или взятию под стражу по подозрению в совершении преступного деяния, или личному задержанию по несостоятельности, ни вызваны в какой либо суд или иное место в качестве свидетеля или сведущего лица. Из сего исключается лишь тот случай, когда член Государственного Совета будет застигнут при совершении преступного деяния, или тотчас после его совершения.

Члены Государственного Совета получают вознаграждение в размере определенном законом. Отказ от вознаграждения не приемлется.

Собрания Государственного Совета созываются Королевской Грамотой.

Если открытие и закрытие собрания не воспоследует в личном присутствии Короля то собрание открывается и закрывается от имени Его Величества государственным канцлером.

Когда на рассмотрение собрания правительством внесены роспись государственных доходов и расходов, сметные предложения и отчеты по выполнению росписи или сметы, то до полного рассмотрения сих актов, палаты не могут представлять Королю о закрытии собрания.

Министры, хотя бы они не состояли членами Совета имеют, по их должности, право присутствовать во всех заседаниях ея и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых ею вопросов.

До приступа к голосованию, министру, желающему дать объяснение по содержанию обсуждаемого предмета, не может быть отказано в слове.

58. Высшее заведование охраною порядка внутри принадлежащих Совету зданий и прилегающей местности принадлежит председателю. В распоряжении председателя состоит для сего в потребном числе особая стража, им исключительно подчиненная.

59. Проекты законов раньше представления их на обсуждение Королю предлагаются на обсуждение Совету Министров и Сенату.

Одобренные проекты представляются Председателем Совета Королю на утверждение.

Проекты законов, отклоненные Советом или Сенатом, или Королем, не могут быть предлагаемы вновь в течение того же собрания (сессии).

Государственные договоры, мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с установлением для государственной казны обязательств, с изменением границ государственной территории, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не раньше, как по одобрении их Министром и Сенатом в законодательном порядке.

Государственная роспись устанавливается не более, чем на один год, особым законом.

Проект государственной росписи предлагают сначала Совету Министров, где будучи одобрен, предлагается в Государственный Совет и по [неразб] представляется Королю.

Установление податей, налогов, пошлин и иных сборов, государственных займов, принятие государством гарантий, установление штатов, разрешение государственных сооружений, отчуждение государственных имуществ или доходов, сложение недоимок и казенных взысканий и вообще, установление всякого рода государственных доходов и расходов, если они не предусмотрены государственной росписью, может последовать не иначе как путем издания особого о том закона.

 

ІV. О министрах

 

Для управления государством Король назначает Председателя Министров, иначе – Государственного Канцлера и Министров; последних - по представлению Государственного Канцлера. Государственный Канцлер и Министры составляют в своей совокупности Совет, иначе - Кабинет Министров под председательством Государственного Канцлера. Государственный Канцлер может принять на себя и управление одним из министерств.

Государственный Канцлер и каждый из министров в отдельности ответствуют: а) за свои личные действия или распоряжения, б) за действия и распоряжения подчиненных ему властей, основанные на его указаниях, в) за скрепленные его подписью указы и иные акты Короля.

Государственный Канцлер и прочие министры в совокупности ответствуют перед Сенатом и Государственным Советом за общих ход государственного управления.

За совершенные при отправлении должности нарушения законов или прав граждан министры подлежат гражданской и уголовной ответственности.

За умышленные нарушения постановлений сего основного закона и за нанесение тяжкого ущерба интересам государства превышением, бездействием или злоупотреблением власти министры привлекаются Королем к ответственности, с преданием Суду Общего Собрания департаментов Сената.

Помилование осужденного министра может последовать не иначе, как по ходатайству перед Королем Сената.

 

V. Местное управление

 

Украина разделяется на Староства, поветы, волости и сельские общины (селения). Границы староств согласуются с границами районов Судебных Палат, границы поветов с границами районов Окружных Судов. Причем границы уездов подлежат изменению с таким расчетом, чтобы в уезде, за исключением городов, числилось не более 450 000 жителей. Границы уездов и староств, уездных и не уездных городов определяются областными земскими собраниями.

Местное управление состоит из органов центрального управления и органов самоуправления.

Органы местного центрального управления составляют: в Старовстве - ……, в уездах - Уездные Правления и их Председателя. В столицах имеются отдельные Столичные Правления и их Председатели.

Органы местного самоуправления составляют: в Старостве - Областные Земские Собрания и Областные Земские Управления, в уездах - Уездные Земские Собрания и Уездные Земские Управления, в волостях - Волостные Собрания и Волостное Управление и в сельских общинах в более многолюдных с народонаселением не менее 1500 чел. – Сельские собрания и Сельские Управления, а в многолюдных с народонаселением менее 1500 чел. - одни Сельские Управления. Кроме того, областные, уездные и не уездные города с населением не менее 10 000 жителей имеют свои отдельные самоуправления, а именно: свои Городские Думы и Городские Управы.

Местное самоуправление в общинах, волостях и городах имеет быть основано на прямом и закрытом голосовании всех местных лиц, имеющих право участия в выборах, если они прожили в данной местности или городе не менее 10 лет, или если они или их наследователи в течении трех лет уплачивали земские и городские сборы. Гласные Уездных земских собраний избираются волостными собраниями и думами не уездных городов (имеющих не менее 8000 жителей). Гласные областных земских собраний избираются уездными собраниями и думами окружного и уездных городов.

Гласные всех органов местного самоуправления избираются исключительно из среды избирателей, причем для двух третей гласных могут быть устанавливаемы известные образовательные цензы, или взамен их известные цензы имущественные. Цензы эти устанавливаются Областными Земскими Собраниями.

Избранные члены земских управлений, а в том числе и волосных и сельских, а равно члены городских дум не подлежат утверждению. Но об избрании членов областных земских управлений и членов городских управ столиц и областных городов сообщается Старосте, об избирании членов уездных земских управлений и членов городских управ уездных и не уездных городов сообщается председателю уездного правления, а об избрании членов волосных и сельских правлений сообщается местному мировому судье. Все эти лица, поучив сообщение об избрании, имеют право в течении семи дней заявить протест против избрания и предложить произвести новые выборы.

Земским Собраниям и городским думам предоставляется избирать в члены своих управлений и городских управ большее чем положено число кандидатов; и в таком случае от вышепоименованных лиц, которым должно быть сообщено о результате выборов, зависит выбор между кандидатами.

Если при вторичных выборах, произведенных вследствие протеста вышепоименованных лиц, в члены земских управлений и городских управ будут вторично избраны те же лица единогласно, то против их избирания протест не допускается.

Председатели земских управлений и городских управ (городские головы) избираются на общих с членами управлений и управ основаниях.

Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая сюда и полицию безопасности и благочиния, за исключением лишь тех отраслей управления, которые по условиям современной жизни необходимо требуют централизации, как напр. Управления военного, таможенного, акцизного, монетного почтово-телеграфного и т.п.

Органами местного самоуправления должна принадлежать широкая власть издавать в пределах законов общеобязательные постановления и приводить таковые в исполнение; при этом возможно большая часть предметов, подлежащих ныне ведению законодательной власти, должна быть отнесена к кругу действия обязательных постановлений, как напр. Правила об охране лесов, о пользовании водами, подробное урегулирование поземельных отношений, правила об устройстве местных путей сообщения и о пользовании ими, правила об устройстве и пользовании телефонами и т.п.

Деятельность местных органов центрального управления в отношении круга ведомства органов местного самоуправления, за точно указанными в законе исключениями, должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления.

В случае если местные органы центрального управления усмотрят в деятельности органов местного самоуправления какое нибудь нарушение закона, разрешение возникшего по этому поводу спора, по протесту местных органов центрального управления, принадлежит судебной власти. Протесты подаются на незаконную деятельность органов сельских и волосных самоуправлений местному мировому судье, а в остальных случаях в Окружные Суды. Споры сего рода решаются в двух инстанциях, причем на определение Судебной Палаты и Окружного Суда (как второй инстанции по делам подсудным Мировым Судам) могут быть подаваемы кассационные отзывы в Административный Департамент Сената.

В случаях если местные органы центрального управления усмотрят в деятельности органов местного управления меры, хотя и прямо не нарушающие законов, но по их усмотрению, явно нецелесообразны, они вправе заявить протест против приведения сих мер в исполнение; и в таком случае спор передается на разрешение высшего органа местного самоуправления, в порядке постепенности: меры сельского собрания передаются на разрешение волосного собрания, меры волосного собрания на разрешения уездного земского собрания, меры уездного земского собрания или городской думы уездного собрания или не уездного города – на разрешение Государственного Совета.

 

VI. О судебной власти

 

Судьи, за исключением членов мирового суда и членов Коммерческих судов, назначаются правительственной властью и несменяемы, лишь с следующим ограничением. Вводится институт т.н. отрицательных выборов, т.е. Общество в лице своих органов самоуправления получает право требовать устранения почему либо неподходящих для него членов судебных мест. Это право осуществляется тайным голосованием большинством не менее … голосов относительно членов Окружных Судов окружными земскими собраниями, относительно Судебных Палат областными земскими собраниями, а относительно Сенаторов Государственной Думой. Забаллотированный в первый и второй раз изложенным порядком судья должен быть немедленно заменен другим, но может занять судейскую должность в другой местности, но забаллотированный в третий раз лишается права впредь занимать какую либо судейскую должность.

Институт Мировых Судей преобразовывается в Коллегиальное учреждение, состоящее из Мирового Судьи и двух Мировых Заседателей.

Волосные Суды упраздняются и все крестьянские дела передаются обыкновенным судам.

Упраздняются Съезды Мировых Судей и таковые заменяются Окружными Судами.

Круг ведомства суда расширяется административной юстицией.

В сессиях с присяжными заседателями Коронный Суд участвует, по его усмотрению, или в составе 3-х членов, или одного.

Смертная казнь восстанавливается.

Устанавливается защита на предварительном следствии и в обряде предания суду вводится обязательное начало.

Реорганизуется Сенат в качестве верховного охранителя закона. Он состоит их трех Кассационных Департаментов: Административного, Уголовного и Гражданского. В Общем своем Собрании Сенат является высшим верховным судом, которому вверяется обнародование законов, определение ответственности министров и общий надзор над законностью действий судебных учреждений и чинов. Всякая зависимость Сената от министра юстиции отменяется.

 

VII. Переходные положения

 

    132. Впредь до представления областными земскими собраниями, городскими думами столичных и областных городов, Сенатом и советами университетов кандидатов на пожизненных членов Государственного Совета и избрания выборных членов Государственного Совета, Его Императорским Величеством назначаются 200 временных членов Государственного Совета из состава членов нынешнего Государственного Совета и Сената и других лиц, достойных сего звания. Все эти временные члены Государственного Совета теряет свое звание после того, как вышеуказанные органы самоуправления представят Государю список своих кандидатов на пожизненных членов Государственного Совета в количестве не менее 300 и не изберут выборных членов Государственного Совета.

133. С переустройством Государственного Совета в верховную палату нынешние члены Государственного Совета, насколько они не будут назначены или избраны членами Государственного Совета, как и верхней палаты, переименовываются в почетных (не присутствующих) членов Государственного Совета без права принимать участие в заседаниях Государственного Совета и его функциях.

134. Выборы в Земские Собрания и Городские Думы на новых основаниях должны быть произведены повсеместно в империи немедленно, причем первое собрание Государственной Думы без ее согласия не может быть распущено впредь до окончания сих выборов.

135. Вследствие реорганизации Сената и оставления в нем только трех кассационных департаментов (административного, уголовного и гражданского), остающиеся без занятий сенаторы переименовываются в почетные (не присутствующие) сенаторы, без права присутствия в сенате.    

136. Немедленно после созыва Государственной Думы ей представляются для пересмотра ей утверждения новое уголовное уложение, новое гражданское уложение, вотчинный устав и все новые проекты отдельных уставов.

137. Для рассмотрения сих уложений и уставов, а равно для пересоставления всего Свода Законов, Государственной Думе предоставляется учредить самостоятельную Кодификационную Комиссию и снабдить ее наказом по скорейшему пересоставлению законов Российской Империи.

    

VIII. О присяге

 

Немедленно после утверждения Государем нового Основного Закона о Государственном устройстве Империи, составляющего Конституцию Российского Государства, все достигшие 17 летнего возраста российские подданные, не исключая чинов армии и флота, обязаны принести торжественно присягу на верность Конституции. Лица, желающие заменить присягу торжественным обещанием священного хранения Конституции, могут вместо присяги приносить означенное торжественное обещание в судебных установлениях.

Лица, уклонившиеся без уважительных причин от вышепоименованной присяги или торждественного обещания, вызываются в судебные установления для привода к присяге, или заменяющему ее торжественному обещанию и, в случае отказа от принисения присяги или дачи торжественного обещания, признаються по судебным приговорам утратившими российское подданство.

 

IX. О пересмотрах конституции.

 

Изменение одной или некоторых статей конституционного устава производится в обыкновенном законодательном порядке с тем лишь, что для изменения правил, определяющих основные права граждан, требуется в обоих Палатах большинство не менее трех четвертей голосов всего состава Палаты, а для изменения остальных статей конституции большинство не менее двух третей голосов всего состава Палат.

 

 

Джерело: Мироненко О. Витоки українського державного конституціоналізму в 1917-1920 рр.- С. 224-255.

Додаток 1.14

 

 

ГРАМОТА

ПАВЛА СКОРОПАДСЬКОГО

14 листопада 1918 р.

 

    Перемиря мiж Нiмеччиною i державами згоди-Антанти заключено. Найкривавiша вiйна скiнчилась i перед народами всього свiту стоїть складне завдання утворити основи нового життя.

    Серед решти частин многострадальної Росiї на долю України випала, порiвнюючи, бiльш щаслива доля. При дружнiй допомозi осереднiх держав вона заховала спокiй аж до нинiшнього дня. Ставлючись з великим почуттям до всiх терпiнь, якi переживала рiдна їй Великоросiя, Україна всiми силами старалась допомогти своїм братам, оказуючи їм велику гостiннiсть i пiддержуючи їх всiми можливими засобами в боротьбi зi вiдновлення в росiї державного порядку.

    Нинi перед нами нове державне завдання. Держави Згоди здавна були приятелями колишньої єдиної Росiйської держави. Тепер, пiсля пережитих Росiєю великих заворушень, умови її майбутнього iснування повиннi безумовно змiнитися. На iнших принципах, принципах федеративних, повинна бути вiдновлена давня могучiсть i сила Росiйської держави. В цiй федерацiї Українi належить заняти одно з перших мiсць, бо вiд неї пiшов порядок i законнiсть в краю i її межах перший раз свобiдно вiджили всi приниженi i пригнобленi большевицьким деспотизмом громадяне бувшої Росiї. Вiд неї ж вийшла дружба i єднання з сильним Всевеликим Доном i славним Кубанським i Терським Козацтвами. На цих принципах, якi - я вiрю - подiляють i всi союзники росiї, Держави Згоди, а також яким не можуть не спiвчувати без винятку iншi народи не тiльки Європи, але i всього свiту, повинна бути збудована майбутня полiтика нашої України. Їй першiй належить виступити у справi утворення всеросiйської федерацiї, якої конечною метою вiдновлення великої росiї.

    В осягеннi цiєї мети лежить запорука добробуту, як всiєї Росiї, так i забезпечення економiчного культурного розвитку цiлого українського народу на мiцних пiдставах нацiонально-державної самобутности. Глибоко переконаний, що iншi шляхи були б загибеллю для самої України, я кличу всiх, уому дорога її мабутнiсть, тiсно зв“язана з будуччиною i щастям всiєї Росiї, з“єднатись бiля мене i стати грудьми на захист України i Росiї. Я вiрю, що в цiй святiй патрiотичнiй справi ви, громадяни i козаки України, а також i решта людности, дасьте сердечну i могутню пiдтримку новосформованому нами кабiнетовi; я доручаю найближче виконання цього великого iсторичного завдання.

                                                       

Павло Скоропадський“

 

        

Джерело: Доленга С. Скоропадщина.- Варшава, 1934.- С. 94-96; Шкiльник М. Україна в боротьбi за державнiсть в 1917-1921 роках. Спомини та роздуми.- Торонто.- 1971.- С. 308-309.      


Додаток 1.15                                      

 

 

Декларація Директорії УНР

15 грудня 1918 р.

(витяги)

        

“Громадяни!

    Останнім зрадницьким актом генерала - гетьмана П. Скоропадського про скасування самостійности Української Держави український нарід піддається остаточно на поталу поміщиццько-бюрократичній реакції та на цілковите поневолення. Сформований новий уряд із представників реакційних кляс, які мають творити неопдільну Росію, виразно говорить про те, що чекає український нарід, коли він не встане рішечу й до останнього чоловіка в оборону свого життя.

    “Український Національний Союз, як найвище представництво організованої української демократії, виявив до останнього всіх заходів, щоб мирно, без проливу крови і дезорганізації громадського життя захистити і одстояти права народу. Але всі мирні заходи української демократії весь час зустрічали лютий опір з боку поміщиків та буржуазії.

    Отже настав час залишити мирні заходи.

    Од імені організованої української демократії, від усього активного громадянства, яке обрало нас, ми, Директорія Української Народної Республіки, цим оповіщаємо:

    Генерал Павло Скоропадський є насильник і узурпатор народної влади. Все Правительство його, як протинародне, протинаціональне, оповіщаємо недійсним.

    Пропонуємо генералові П. Скоропадському і його міністрам залишити обманом і насильством захоплені урядові посади.

    В ім“я спокою і порядку в Республіці, пропонуємо зробити це негайно, без пролиття крови.

.....Всі останні, чесні громадяни як Українці так і не-Українці, повинні разом з нами стати збройною силою проти ворогів і злочинців народу й тоді всі соціяльні й політичні здобутки будуть повернені, а Установчі Українські Збори твердо й непохитно закріплять їх на українській вільній землі.

    До зброї, громадяни і до порядку!“

 

    (Далі в документі містилися запевнення у поверненні державного устрою, знищеного режимом П. Скоропадського, а також в тому, що влада Директорії є тимчасовою, лише до усунення Гетьмана, але з огляду на це - диктаторська. - Примітка М. Стахіва).

 

        

Джерело: Стахів М. Україна в добі Директорії УНР.- Т. 1. - С. 77 - 78.

 

Додаток 1.16

 

 

ДЕКЛАРАЦІЯ

УКРАЇНСЬКОЇ ДИРЕКТОРІЇ,

що зробила Директорія

 

Героїчним поривом українського озброєного трудового народу зметено з лиця землі української руйнуюче поміщицько-монархічне панування — гетьманщину.

Україну вичищено від карних експедицій, старост, жандармів та инших злочинних інституцій пануючих класів. Відновлено національно-персональну автономію, що забезпечує право кожної нації на вільне життя.

Цензові думи та земство, наставлені гетьманським урядом, скасовано і відновлено демократичні, вибрані всенародним голосуванням органи місцевого самоврядування.

До повного вирішення земельної реформи Директорія Української Народньої Республіки оголосила: всі дрібні селянські господарства і всі трудові господарства залишаються в користуванню попередніх їх власників непорушними, а решта земель переходить у користування безземельних і малоземельних селян, а в першу чергу тих, хто пішов у військо Республіки для боротьби з б[увшим] гетьманом. Верховне порядкування цією землею належить Директорії Української Народньої Республіки. Ця постанова стосується також до монастирських, церковних і казенних земель. Для переведення реформи организовано Народні Земельні Управи.

По “наказу № 1 Директорії селянам” робляться описи контрибуцій, взятих поміщиками з селян для повернення їх покривдженим. Так само ведуться слідства по всій Україні з приводу тих зловживань і злочинств, які було учинено над селянством поміщиками та гетьманським урядом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...