Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.




 

План ответа:

1. Понятие воспитания.

2. Общие характеристики процесса воспитания.

3. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

5. Принципы воспитания: общие и специальные.

6. Методы воспитания.

I. Понятие воспитания

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

 

II. Общие характеристики процесса воспитания

1. Двусторонний характер процесса воспитания.

Заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, характер этого взаимодействия в разных условиях неодинаков и определяется степенью активности и ролью ребёнка в воспит. процессе.

2. Многофакторность процесса воспитания: результаты воспитания зависят от многих, нередко противоречивых факторов.

3. Длительность – процесс воспитания осуществляется практически в течение всей жизни.

4. Перспективность – формирование личности осуществляется с учётом требований к человеку в достаточно отдалённом будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности.

5. Ступенчатость воспитательного процесса - предполагается переход ребёнка от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек социально одобряемого поведения.

6. Системность воспитательного процесса.

III. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель воспитания ребёнка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.

Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач:

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2. Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация).

3. Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности.

4. Формирование умения жить и работать в коллективе.

5. Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

* формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищённости;

* создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья;

* формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты;

* развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность;

* расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей.

 

IV. Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Особенности процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, особенностями психического развития школьников

Таким образом, процесс воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обладает следующими характеристиками:

* это процесс эффективного взаимодействия, направленный на достижение поставленных целей;

* этот процесс обусловлен динамикой, изменчивостью, имеет многофакторный характер;

* отличается вариативностью, отдалённостью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия;

* процесс комплексный;

* процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь), в системе коррекционной школы выделяется ещё комбинированная связь — от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику.

V. Принципы воспитания: общие и специальные

Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания.

Общепедагогические принципы воспитания.

1. Принцип общественной направленности воспитания;

2. Принцип гуманизации воспитания;

3. Принцип опоры на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности;

4. Деятельностный подход как принцип воспитания;

5. Принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллективное взаимодействие

7. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

В качестве специальных можно выделить следующие принципы:

1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания;

2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания.

3. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности.

Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.

 

Методы воспитания:

А) Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод убеждения, внушения, метод примера;

Б) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

В) Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

 

 

Методы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

План ответа:

1. Метод воспитания как предмет исследования.

2. Классификация методов воспитания особенности их реализации в школе (Бабанский).

3. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью.

 

I. Понятие воспитания в современной педагогике.

· Воспитание- формирование личности.

· Воспитание- процесс управления развитием ребенка.

· Воспитание (как процесс)- форма субъектно-объектного взаимодействия, направленная на выработку у ребенка механизмов управления своей активностью.

Под методом воспитания подразумеваются способ выработки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью механизмов своей активности в определенной, конкретной ситуации.

Общепринятой является классификация методов воспитания, предложенная Ю.К. Бабанским: методы формирования сознания личности, методы поведения и деятельности, методы формирования самосоз-я, самоконтроля и самооценки.
 4 группа вне классификации- методы стимуляции формирования сознания .
При воспитании детей с нарушением интеллекта 1 гр. Методов не используется вообще.

II. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в школе (Бабанский)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...