Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
План ответа: 1. Понятие воспитания. 2. Общие характеристики процесса воспитания. 3. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. 4. Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. 5. Принципы воспитания: общие и специальные. 6. Методы воспитания. I. Понятие воспитания Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
II. Общие характеристики процесса воспитания 1. Двусторонний характер процесса воспитания. Заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, характер этого взаимодействия в разных условиях неодинаков и определяется степенью активности и ролью ребёнка в воспит. процессе. 2. Многофакторность процесса воспитания: результаты воспитания зависят от многих, нередко противоречивых факторов. 3. Длительность – процесс воспитания осуществляется практически в течение всей жизни. 4. Перспективность – формирование личности осуществляется с учётом требований к человеку в достаточно отдалённом будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности. 5. Ступенчатость воспитательного процесса - предполагается переход ребёнка от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек социально одобряемого поведения. 6. Системность воспитательного процесса. III. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Цель воспитания ребёнка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач: 1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. 2. Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация). 3. Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности. 4. Формирование умения жить и работать в коллективе. 5. Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками. Основными направлениями воспитательной работы являются: * формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищённости; * создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья; * формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты; * развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность; * расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей.
IV. Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Особенности процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, особенностями психического развития школьников Таким образом, процесс воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обладает следующими характеристиками: * это процесс эффективного взаимодействия, направленный на достижение поставленных целей; * этот процесс обусловлен динамикой, изменчивостью, имеет многофакторный характер; * отличается вариативностью, отдалённостью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия; * процесс комплексный; * процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь), в системе коррекционной школы выделяется ещё комбинированная связь — от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. V. Принципы воспитания: общие и специальные Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания. Общепедагогические принципы воспитания. 1. Принцип общественной направленности воспитания; 2. Принцип гуманизации воспитания; 3. Принцип опоры на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности; 4. Деятельностный подход как принцип воспитания; 5. Принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллективное взаимодействие 7. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. В качестве специальных можно выделить следующие принципы: 1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания; 2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. 3. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Методы воспитания: А) Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод убеждения, внушения, метод примера; Б) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций; В) Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
Методы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
План ответа: 1. Метод воспитания как предмет исследования. 2. Классификация методов воспитания особенности их реализации в школе (Бабанский). 3. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью.
I. Понятие воспитания в современной педагогике. · Воспитание- формирование личности. · Воспитание- процесс управления развитием ребенка. · Воспитание (как процесс)- форма субъектно-объектного взаимодействия, направленная на выработку у ребенка механизмов управления своей активностью. Под методом воспитания подразумеваются способ выработки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью механизмов своей активности в определенной, конкретной ситуации. Общепринятой является классификация методов воспитания, предложенная Ю.К. Бабанским: методы формирования сознания личности, методы поведения и деятельности, методы формирования самосоз-я, самоконтроля и самооценки. II. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в школе (Бабанский) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |