Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Медико-педагогическая поддержка физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении.
План ответа: 1. Оценка особенностей физического развития ребенка с ИН дошкольного возраста 2. Роль физического развития ребенка в становлении его высших психических функций 3. Мед. поддержка и средства физического воспитания ребенка с ИН 4. Содержание психолого-педагогического сопровождение физ. развития дошкольника с ИН
I. Оценка особенностей физического развития ребенка с ИН дошкольного возраста У детей с ИН наблюдается широкий уровень отличий физического развития: отставания в длине и массе тела, ожирение, нарушения осанки, развития грудной клетки, низкие показатели дыхательной функции, деформации черепа, лицевого скелета, дисплазии, отклонения в развитии движений (неточность, неумение выполнять ритмические движения, ошибки при дифференциации мышечных усилий, плохо развито равновесие, ограничение амплитуды движений, отсутствие легкости, плавности, общее напряжение, скованность) II. Роль физического развития ребенка в становлении его высших психических функций Физиологами доказано, что при любом акте физической активности упражняется не только тело, но и мозг, исходя из этого рекомендуется использовать двигательную активность как важнейшее средство умственного развития детей. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, т.к. создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психическое процессы, а также мыслительные операции. Занятия по физическому воспитанию позволяют ребенку познать окружающий мир, учат любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это первый исток смелости, выносливости и решительности ребенка. Существенной стороной учения И.М. Сеченова об органах чувств явилась его идея о взаимодействии ощущений и движений. Физическое развитие оказывает сильное влияние на развитие быстроты соображения, способности к быстрой и адекватной ориентации в изменяющейся ситуации. Движения детей. в частности упражнения для пальцев рук являются мощным стимулом не только для своеременного возникновения речи, но и для дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает словарный запас ребенка, способствует более осмысленному понимаю слов, формированию понятий. III. Мед. поддержка и средства физического воспитания ребенка с ИН В основе построения всей работы по физическому развитию воспитанников лежит их тщательное обследование в начале каждого учебного года и промежуточный контроль в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. Обследование проводят в тесной взаимосвязи друг с другом инструктор по физическому воспитанию и инструктор лечебной физкультуры, результаты своих наблюдений представляют также воспитатели и учитель-дефектолог. Его результаты позволяют сконструировать программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования вносятся в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами показывают динамику в психофизическом развитии каждого воспитанника за время его пребывания в детском саду. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития. В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются два тесно связанных между собой направления: • медицинское • психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические и общие задачи. Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает: а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, проведение плановой и противоэпидемиологической вакцинации, фитанцидопрофилактика, витаминизация, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и др.); б) лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия и аэрофитотерапия); в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др.). Педагогический аспект комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья является ведущим в образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация в детском саду охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в дошкольном учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается: • относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок; • планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей; • рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха; • проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима; • организацией правильного питания и сна детей. Возможность организации щадящего режима для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии обеспечивает соблюдение таких условий как: относительно небольшая наполняемость групп (от 8 до 10-12 человек), наличие в дошкольном учреждении большого количества специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели, наличие в учреждении соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы, наличие развивающей среды в дошкольном учреждении, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития. IV. Содержание психолого-педагогического сопровождение физ. развития дошкольника с ИН Основной формой работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью традиционно является занятие. В связи с тем, что картина физического и двигательного развития воспитанников очень разнообразна, преобладающими являются групповые занятия, в которых участвуют небольшие подгруппы детей численностью от 3 до 6 человек. С детьми с выраженными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, а также детьми, испытывающими сложности в адаптации к условиям детского сада, сначала проводятся индивидуальные занятия. Занятия физической культурой создают значительно больше возможностей, чем другие занятия (игрой, трудом, изобразительной деятельностью и др.), для интеграции детей с выраженными нарушениями в группу детей с более высоким уровнем интеллектуального развития. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Физическое развитие реализуется через формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и через физическую культуру. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни • обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ); • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; • создавать условия, способствующее правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма; • формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); • оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья детей Физическая культура направлена на решение следующих задач: • овладевать основными движениями и развивать разные формы двигательной активности ребенка; • развивать крупную и мелкую моторику; • поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие физическому развитию; • формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях; · формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.)Ежедневные утренняя и вечерняя прогулки являются обязательными элементами режима дня в каждой возрастной группе и проводятся обязательно. Физкультурные досуги и спортивные праздники становятся действом, объединяющим всех: детей, педагогов и родителей и так же играют большую роль в процессе физического воспитания. В процессе коррекционных музыкально-игровых занятий кроме совершенствования двигательной сферы воспитанников осуществляется закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие сенсомоторной интеграции и т.д. Кроме того, физическое развитие осуществляется на физминутках в других коррекционных занятия, через подвижные игры во время прогулок и динамические переменки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 347. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |