Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медико-педагогическая поддержка физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении.




 

План ответа:

 1. Оценка особенностей физического развития ребенка с ИН дошкольного возраста

2. Роль физического развития ребенка в становлении его высших психических функций

3. Мед. поддержка и средства физического воспитания ребенка с ИН

4. Содержание психолого-педагогического сопровождение физ. развития дошкольника с ИН

 

I. Оценка особенностей физического развития ребенка с ИН дошкольного возраста

У детей с ИН наблюдается широкий уровень отличий физического развития: отставания в длине и массе тела, ожирение, нарушения осанки, развития грудной клетки, низкие показатели дыхательной функции, деформации черепа, лицевого скелета, дисплазии, отклонения в развитии движений (неточность, неумение выполнять ритмические движения, ошибки при дифференциации мышечных усилий, плохо развито равновесие, ограничение амплитуды движений, отсутствие легкости, плавности, общее напряжение, скованность)

II. Роль физического развития ребенка в становлении его высших психических функций

 Физиологами доказано, что при любом акте физической активности упражняется не только тело, но и мозг, исходя из этого рекомендуется использовать двигательную активность как важнейшее средство умственного развития детей.

Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, т.к. создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию.

У детей развиваются все психическое процессы, а также мыслительные операции. Занятия по физическому воспитанию позволяют ребенку познать окружающий мир, учат любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это первый исток смелости, выносливости и решительности ребенка. Существенной стороной учения И.М. Сеченова об органах чувств явилась его идея о взаимодействии ощущений и движений.

Физическое развитие оказывает сильное влияние на развитие быстроты соображения, способности к быстрой и адекватной ориентации в изменяющейся ситуации. Движения детей. в частности упражнения для пальцев рук являются мощным стимулом не только для своеременного возникновения речи, но и для дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает словарный запас ребенка, способствует более осмысленному понимаю слов, формированию понятий.

III. Мед. поддержка и средства физического воспитания ребенка с ИН

В основе построения всей работы по физическому развитию воспитанников лежит их тщательное обследование в начале каждого учебного года и промежуточный контроль в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. Обследование проводят в тесной взаимосвязи друг с другом инструктор по физическому воспитанию и инструктор лечебной физкультуры, результаты своих наблюдений представляют также воспитатели и учитель-дефектолог. Его результаты позволяют сконструировать программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования вносятся в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами показывают динамику в психофизическом развитии каждого воспитанника за время его пребывания в детском саду.

 Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.

В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются два тесно связанных между собой направления:

• медицинское

 • психолого-педагогическое.

В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические и общие задачи.

 Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, проведение плановой и противоэпидемиологической вакцинации, фитанцидопрофилактика, витаминизация, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и др.);

б) лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия и аэрофитотерапия);

в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др.).

Педагогический аспект комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья является ведущим в образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация в детском саду охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в дошкольном учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается:

• относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;

• планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей;

• рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха;

• проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима;

• организацией правильного питания и сна детей.

Возможность организации щадящего режима для дошкольников с про­блемами в интеллектуальном развитии обеспечивает соблюдение таких усло­вий как: относительно небольшая наполняемость групп (от 8 до 10-12 человек), наличие в дошкольном учреждении большого количества специалистов, рабо­тающих с ребенком в течение каждого дня и недели, наличие в учреждении со­ответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организа­ции коррекционно-воспитательной работы, наличие развивающей среды в до­школьном учреждении, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.

IV. Содержание психолого-педагогического сопровождение физ. развития дошкольника с ИН

Основной формой работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью традиционно является занятие. В связи с тем, что картина физического и двигательного развития воспитанников очень разнообразна, преобладающими являются групповые занятия, в которых участвуют небольшие подгруппы детей численностью от 3 до 6 человек. С детьми с выраженными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, а также детьми, испытывающими сложности в адаптации к условиям детского сада, сначала проводятся индивидуальные занятия. Занятия физической культурой создают значительно больше возможностей, чем другие занятия (игрой, трудом, изобразительной деятельностью и др.), для интеграции детей с выраженными нарушениями в группу детей с более высоким уровнем интеллектуального развития.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Физическое развитие реализуется через формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и через физическую культуру.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни

•        обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ);

•        охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

•        создавать условия, способствующее правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма;

•        формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

•        оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья детей

Физическая культура направлена на решение следующих задач:

•        овладевать основными движениями и развивать разные формы двигательной активности ребенка;

•        развивать крупную и мелкую моторику;

•        поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие физическому развитию;

•        формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях;

· формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.)Ежедневные утренняя и вечерняя прогулки являются обязательными элементами режима дня в каждой возрастной группе и проводятся обязательно.

Физкультурные досуги и спортивные праздники становятся действом, объединяющим всех: детей, педагогов и родителей и так же играют большую роль в процессе физического воспитания.

В процессе коррекционных музыкально-игровых занятий кроме совершенствования двигательной сферы воспитанников осуществляется закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие сенсомоторной интеграции и т.д.

Кроме того, физическое развитие осуществляется на физминутках в других коррекционных занятия, через подвижные игры во время прогулок и динамические переменки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...