Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное состояние педагогической помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.




 

План ответа:

1. Характеристика детей с ТМНР.

2. Система помощи и образования детей с ТМНР.

3.  Содержание образования детей с ТМНР     

4.  Особенности оценки результатов образования детей с ТМНР 

 

Характеристика детей с ТМНР.

В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – лица с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (далее по тексту – ТМНР).

Дети с ТМНР представляют собой особую условно выделяемую категорию. Условность существования данной категории обусловлена, прежде всего, отсутствием чётких критериев отнесения ребёнка к группе детей с ТМНР.

Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. В неё включены лица с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; лица, имеющие нарушения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; лица, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами и др. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

В представлениях современного педагога ребёнок с ТМНР – это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определённых областях жизнедеятельности и на определённом уровне), включаться в социум (с разной степенью участия). Основным вектором специального образования детей с ТМНР является подготовка к независимой жизни в условиях, которые обеспечивают достоинство личности, способствуют её уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества. При этом под независимой жизнью понимают отсутствие постоянной зависимости от посторонних в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

Существенным препятствием на пути к самостоятельной жизни детей с ТМНР являются ограничения жизнедеятельности, причина которых кроется не столько в комплексном нарушении физических и психических функций у этой категории лиц, сколько во внешних средовых условиях, не обеспечивающих успешность их жизнедеятельности. Речь идёт о специальной организации пространства; конструктивных особенностях зданий и мебели; вспомогательных приспособлениях, увеличивающих мобильность, познавательные и коммуникативные возможности.

Система помощи и образования детей с ТМНР 

Действующая система коррекционной помощи детям с множественными нарушениями :

Здравоохранение: дом ребенка; больницы; поликлиники + служба ранней помощи; медицинские центры.
Социальная защита: детские дома-интернаты; реабилитационные центры + служба ранней помощи; центры социального обслуживания населения. Образование: ПМПК; дошкольные учреждения (СРП, лекотека, детские сады, спец. группы, группы кратковременного пребывания и др.); образовательные организации (спец. классы, группы, надомное обучение, семейное образование, дистанционное образование); центры псих-пед., мед. и соц. помощи.
                   Обучающийся с умственной отсталостью получает образование по АООП (варианты 1 и 2) в пролонгированные сроки, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

Наполняемость класса/группы обучающихся по 2 варианту АООП должна быть до пяти человек.

3.Содержание образования детей с ТМНР.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
3. Формирование умения выполнять задание:
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:

I – обязательная часть, включает:
• шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
 • коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом;
 II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: • коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 • внеурочные мероприятия.
                   Необходимым условием реализации образовательных программ является составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР). СИПР разрабатывается на основе комплексной диагностики ребенка, оценки социально-бытовых и семейных условий его проживания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...