Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы формирования сознания личности
Основная функция данной группы методов – способствовать усвоению детьми знаний о правилах и нормах поведения. При использовании данной группы методов на первый план выступают словесные воздействия воспитателя на воспитанников. К данной группе методов относятся лекция, рассказ, беседа, дискуссия, диспут, метод примера, однако не все из перечисленных методов используются в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. Дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не имеют собственной аргументированной точки зрения по многим вопросам, оказываются не в состоянии высказывать свою точку зрения, поддерживать дискуссию в силу имеющихся особенностей психической сферы, потому дискуссии и диспуты не используются в воспитательном процессе в специальной школе. Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко используется в процессе воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. Беседа как метод воспитания, в основе которого лежит диалог (полилог) учителя и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Методы поведения и деятельности Приучение – создание условий, при которых школьник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей. М. упражнения – формирование навыков и привычек нравственного поведения путём многократного повторения поступков, действий и т.д. В основе приучения лежит овладение ребёнком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает её личностно значимой. В воспитательном процессе используются три типа упражнений: 1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия). 2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени. 3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т.д.) Методы формирования самосознания, самоконтроля и самооценки. К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.). Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п. Опытные педагоги для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |