Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью.




 

План ответа:

1. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике

2. Вариативность межличностных отношений в семье

3. Основные направления помощи

4. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

 

I. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике

Семья – это система отношений между супругами, родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой диктуется потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семью рассматривают как институт первичной социализации. Семья может реализовать воспитательную функцию, обеспечить условия для формирования личности ребенка, путем включения в систему социальных отношений, организацией разнообразных видов деятельности. Цель современной семьи заключается в создании условий для личностного роста и самореализации всех её членов и семьи в целом.

 

II. Вариативность межличностных отношений в семье

Семьи с детьми с и.н. часто относятся к проблемным семьям. В таких семьях часто нарушен

процесс воспитания в силу следующих причин:

- переживаний родителями эмоционального стресса,

- трудности принятия,

- низкая культура, низкая ответственность,

- большое количество неблагоприятных семей.

Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР: неполными (без отца), родители-алкоголики, семьи со сложившимися дисгармоничными отношениями, со стороны родителей отмечается безнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе.

В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания:

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, жалея ребенка, сами ограничивают

возможности его развития.

Противоречивое воспитание. Разногласия членов семьи в использовании воспитательных

средств. При таком воспитании не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, ребенок обучается "лавировать" между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному

перенапряжению ребенка. Родители возлагают на него такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку трудно справиться.

Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами

имеют высокий социальный статус. Родители, использующие такую модель, переоценивают

возможности своего ребенка.

"Культ болезни". Если в семье отношение к ребенку как к больному, то у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, представление о себе как о слабом, неспособном к достижениям человеке.

Модель "маленький неудачник". Родители приписывают своему ребенку социальную

несостоятельность, испытывают чувство досады и стыда из-за того, что он неуспешный и неумелый, уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.

Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. Так же семьи, воспитывающие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеют недостаток специальных знаний в воспитании.

 

III. Основные направления помощи

Помощь родителям оказывается в институтах раннего вмешательства, специальных

образовательных организациях (школах и садах), в ПМПК, реабилитационных центрах, в

родительских ассоциациях.

Психолого-педагогическая помощь – это комплекс коррекционных мероприятий,

адресованных родителям и детям с проблемами в развитии, с целью формирования гармоничных отношений родителей с детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и самореализации родителей. Включает в себя помощь в реализации воспитания детей и разрешении проблем, возникающих у родителей.

 

Направления в работе с родителями:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей,

2. включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс,

3. психологическая помощь детям.

 

Основные направления в работе специалистов с семьей:

1. Гармонизация семейных взаимоотношений.

2. Коррекция психологического состояния матери.

3. Коррекция детско-родительских отношений.

4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции

личности ребенка.

 

IV. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

По ФГОС образования обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью реализация АООП НОО обеспечивает возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...