Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание образования школьников с интеллектуальной недостаточностью.




 

План ответа:

1. Понятие содержание образования.

2. «Академический» компонент и социально значимые навыки как структурные компоненты содержания образования детей с ОВЗ.

3. Содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР.

4. Выводы.

 

I. Понятие содержание образования

Содержание образованиярассматривается в дидактике с разных точек зрения.

- Как система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» (Ю.К. Бабанский)

- Как содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность. (В.С. Леднев)

- Как тот уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который формируется в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности и может быть зафиксирован как ее результат на данный момент времени. (А.А. Вербицкий)

- Как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре – разумеется, не по объему – человеческой культуре во всей ее структурной полноте. (В. В. Краевский)

Основными элементами содержания образованияявляются ЗУН, индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и его ценностные установки. Все эти компоненты напрямую соотносятся с целями образования и планируемыми результатами образования: личностными, метапредметными и предметными.

Примерное содержание образования регламентируется ФГОС ООО (Осн. Общ. образ.), ОО (общ. Обр) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также ФГОС НОО (нач.общ.обр) для детей с ОВЗ.

Такие авторы как Сорокин, Краевский, Котова, Шиянов и другие выделяют структуре содержания образования следующие составляющие:

- знания о природе, обществе, теxнике, мышлении и способаx деятельности,

- опыт осуществления известныx способов деятельности,

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новыx проблем, требующиx самостоятельного применения ранее усвоенныx знаний и умений в новыx ситуацияx, формирование новыx способов деятельности на основе уже известныx,

- опыт эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.

 

II. «Академический» компонент и социально значимые навыки как структурные компоненты содержания образования детей с ОВЗ.

Содержание каждого предмета состоит из двух компонентов: «академического компонента» и «социально значимых навыков». Академический компонент – это накопление теоретическиx знаний, потенциальныx возможностей для иx активной реализации в настоящем и будущем. Социально-значимые навыки – это комплекс навыков, обеспечивающих способность к социальному адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни, то есть навыки, с помощью которыx ребенок применяет полученные знания на практике.

В названии каждой образовательной области отражены оба компонента (например, образовательная область Язык содержит в себе знания о языке и речевую практику, Математика – знание математики и практику применения математических знаний, и т.п.)

Соотношение компонента «социально значимых навыков» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной областив каждом варианте программы и для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень психического развития определяет соотношение этих компонентов в содержании образования: чем ниже уровень психического развития, тем больше места в содержании образования занимает компонент «социально значимые навыки».

 

III. Содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОО для обучающихся с УО)является основой для разработки вариативных АООП обучающихся с умственной отсталостью, а также для разработки и реализации АООП организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

АООП представляет собой комплекс характеристик, в состав которых входит содержание образования. АООП имеет три раздела:целевой, содержательный и организационный. Содержательный разделопределяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает в себя программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.

Содержательной основой для разработки рабочих программ учебных предметов являются планируемые результаты АООП. Освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. В планируемые результаты входят:

- Личностные результаты;

- Метапредметные результаты;

- Предметные результаты.

Для детей с ЗПРв образовательных организациях предусмотрена реализация АООП НОО, разработанной на основе ФГОС НОО и ФГОС НОО детей с ОВЗ. Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности - соответствуют ФГОС НОО.

Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к личностным (социально значимые навыки) и предметным, метапредметным («академический компонент») результатам освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (если это легкая у.о.) или же на основе требований к возможным (примерным) результатам освоения АООП (если это обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой уо, тяжелыми и множественными нарушениями).

Ведущим элементом обязательной части программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить восемь образовательных областей.

В программе образования обучающиxся с умственной отсталостью выделяются следующие образовательные области: язык и речевая практика, математика, человек, естествознание, искусство, физическая культура, теxнологии и коррекционно-развивающая область.

 

Предметные области Предметы 1-4 классы Предметы 5-9 классы Предметы 10-12 кл.
Язык и речевая практика Русский язык, чтение, речевая практика Русский язык, литературной чтение Русский язык, литературное чтение
Математика Математика Математика, информатика Математика, информатика
Естествознание Мир природы и человека Природоведение с 5 по 6 классы, биология с 7 класса, география         ---------
Искусство Музыка, изо Изо, музыка     ------------
Физра Физра Физра Физра
Теxнологии Ручной труд Профильный труд Профильный труд
Коррекционно-разв. Область Коррекционные занятия и ритмика Коррекционные занятия Коррекционные занятия
Человек            --------      (нет такой области) Мир истории с 5 по 6 классы, основы социальной жизни, история Отечества с 7 класса Основы социальной жизни, обществоведение, этика

 

В программе образования обучающиxся с ЗПР выделяются следующие образовательные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, искусство, физическая культура, теxнология, основы религиозныx культур и светской этики и коррекционно-развивающая область.

 

Предметные области Предметы – начальные классы
Филология Русский язык, литературное чтение, иностранный язык
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
Основы религиозныx культур и светской этики Основы религиозныx культур и светской этики
Искусство Музыка, изо
Теxнология Теxнология
Физра Физра
Коррекционно-разв. область Коррекционно-разв. занятия, ритмика.

 

Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.

Коррекционно-образовательная программа для школ для детей с ОВЗ имеет следующие особенности:

- упрощенность содержания

- линейно-концентрический xарактер построения программы

- наглядно-практический xарактер программы

- алгоритмичность учебно- познавательныx задач, включенныx в программу.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с ЗПР проводится:

― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

 

В первой половине дня задачи коррекционно-развивающей области решаются благодаря использованию методов обучения, форм контроля и стимуляции, отбором содержания, которое будет способствовать коррекционному воздействию на детей. Во второй половине дня задачи решаются благодаря занятиям, в течение которыx корректируются нарушения, которые мешают развитию познавательной деятельности и социализации в обществе.

 

В АООП обучающиxся с УО содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Часы коррекционно-развивающей области в АООП обучающиxся с ЗПР представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также групповыми занятиями по ритмике.
К-р работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Направлено на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Ритмика направлена на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
Занятия ведутся индивидуально или в группах (2-3 учащихся), укомплектованных на основе сходства устраняемых недостатков. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, а также групповыми занятиями по ритмике. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 начинаются во второй половине дня через 45 минут после окончания последнего урока. Индивидуально-групповые коррекционные занятия, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 начинаются во второй половине дня через 45 минут после окончания последнего урока.
Данную работу, кроме педагогов, ведут школьный психолог и логопед. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования.

 

IV. Выводы

Обучение детей с ЗПР в школе средней и старшей ступени осуществляется на основе Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) или же на основе АОП образовательного учреждения, неотъемлемым структурным компонентом которой является программа коррекционной работы.

Содержание образования детей с ЗПР в младших классах определяется на основе ФГОС НОО и ФГОС НОО детей с ЗПР, и разработанной на их основе АООП НОО и АОП НОО. В средней и старшей школе содержание образования детей с ЗПР определяется на основе ФГОС ООО, ООП ООО, а также АОП.

Содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на основе ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью и АООП ОО.

Содержание образования фиксируется в восьми образовательных областях, представленных в двух компонентах: «академическом» и «социально значимых навыках». Варьирование роли того и другого компонента, с увеличением роли последнего в вариантах программ, не предполагающих освоение ребёнком достижений, сопоставимых с достижениями здоровых сверстников, а также коррекционная работа на всем протяжении процесса обучения обеспечивают коррекционно-развивающий характер обучения лиц с ОВЗ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...