Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы стимулирования деятельности и поведения личности




Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

 

III. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью

На первых 3 – 4 годах обучения детей во вспомогательной школе ведущий методметод приучения (упражнения) – систематические упражнения детей в правильных поступках, действиях, в положительных навыках поведения. Средства: различные формы учебной работы; внеклассные мероприятия. Этот метод является ведущим, потому что УО длительное время не могут организовать свое поведение соответственно различным правилам.

Приучение хорошо используется в сочетании с методом убеждения. Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Конечным результатов должны быть разъясненные конкретные факты, раскрывающие ученику, что такое хорошо, что такое плохо, почему нужно поступать так, как требуют правила школьника. Средства: учебная работа, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, утренники, встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности и т. д.

Метод одобрения и осуждения – действенные методы воздействия на УО ребенка, т. к. обычно они вызывают у детей повышенные эмоциональные переживания, которые закрепляют формирование качества в личности ребенка. Эти методы должны быть использованы в соответствии с требованиями лечебно – педагогического охранительного режима, устанавливаемого для детей с патологическими чертами в характере и поведении (например, организация специального режима учебных занятий, труда в мастерских, в интернате, в дифференцированном подходе).

Одобрение – признание, положительная оценка действий и поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме. Средства: личная похвала педагога, похвала в присутствии сверстников, благодарность педагога, награждение и т. д.

Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Средства: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и т. д.

Одним из условий успешного использования этих методов является опора на детский коллектив. Всякое поощрение отдельного ученика должно обязательно быть отнесено к той группе детей, с который ребенок связан. Так, учительница отмечает, что сегодня в этом ряду (по партам) очень хорошо написали работу Ваня, Лена, Коля. В такой форме поощрение, данное отдельным ученикам, переживаются как успех группы. Такое поощрение (наказание), которые задевает интерес коллектива детей, становится более значимым, более эффективным в воспитательном плане.

Метод положительного примера. Близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут быть сверстники, родители, педагоги. Воспитатели должны предупредить неосознанное подражание и помочь детям отобрать в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.

Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между детьми и педагогами. Средства: просьба, тактичные указания и распоряжения педагога.

Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявленных требований или заданий. Средства: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий, отчеты детей о свое работе.

Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения, следовательно, способствует формированию нового стереотипа поведения (например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить воздействие неудачи, плохого настроения).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...