Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе




Трудовое воспитание представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, которые осуществляются в образовательном учреждении с целью формирования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью психологической и практической готовности к овладению разными видами труда.

Реализация системы трудового воспитания обусловлена рядом принципов. К таким принципам коррекционной направленности производственного и трудового обучения относятся:

1.Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности. Этот принцип подразумевает педагогически целесообразное, доступное осознанию учащихся с нарушением интеллекта, объяснение необходимости трудовой деятельности, исходя из потребностей общества или отдельного индивидуума.

2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов. Детям с интеллектуальной недостаточностью следует прививать определенные образцы с ориентацией на их активное сознательное усвоение. Сначала это обеспечивает внешнюю структуру деятельности (протекание), а при педагогически правильном использовании — переход во внутренний (умственный) план. В дальнейшем это будет иметь большое значение при овладении профессиональными и прочими практическими умениями, необходимыми на производстве. Механическое заучивание нецелесообразно, так как его следствием является ограниченная готовность применения навыков в иной ситуации.

3.Комментирование деятельности. Решающее значение для сознательной трудовой деятельности имеет ее речевое сопровождение. Оно предотвращает переход к механическим манипуляциям, побуждает к правильному отражению связей между отдельными действиями и операциями. Учащиеся затрудняются словесно выразить временную последовательность отдельных действий, так как слово само по себе уже организация деятельности. Элементарнейшей формой является сопровождающая речь, когда каждый этап сложного действия тотчас же находит речевую фиксацию. Значительно усложняется решение вербальной задачи при итоговом комментировании, представленном в форме сообщения. Во избежание тормозящего воздействия на внутреннюю речевую регуляцию следует отказаться от комментирования в развернутой форме.

4.Расчленение комплексных задач с учетом индивидуальных
показателей умственной недостаточности.
Использование метода разделения трудовых заданий при выполнении комплексной задачи с учетом индивидуальных возможностей учащихся обеспечивает условия для возникновения положительных эмоций: переживания успеха, чувства удовлетворения. Необходимо и привитие навыков коллективной деятельности. Следует постоянно учитывать потенциальные возможности развития учащихся со слабой успеваемостью. Их нельзя привлекать исключительно к вспомогательным действиям, каждая следующая ступень их развития должна ставить перед ними всевозрастающие требования.

5. Систематическое развитие навыков самоконтроля.Следует уделять большое внимание систематическому развитию навыков самооценки и контроля. Значение способности сравнивать результаты деятельности (рабочий результат) и план деятельности (рабочее значение, эскиз, количественные и качественные параметры) не замыкается узкими, частыми функциями контроля. Умение сопоставлять реальный результат с заданным образцом служит необходимой предпосылкой для социальной интеграции в рабочем коллективе.

Система трудового воспитания учащихся коррекционной школы реализуется в процессе обучения самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому и общественно-полезному труду, производственному обучению.

Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение. Таким образом, система трудового воспитания представляет собой поэтапную, последовательную структуру, в которой успешность прохождения каждого этапа влияет на успешность прохождения этапа последующего.

Два вида подготовки к труду:

Психологическая подготовка к труду - это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта.

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими 1 из профессий.

Все виды трудовой деятельности школьника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между учащимися трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.

Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого школьника. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянных детей хорошо включать в работы, требующие сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д.

Выделяют 4 основных вида трудового обучения:

· самообслуживание,

· хозяйственно - бытовой труд,

· общественно – полезный (труд по уходу за растениями и животными),

· производительный труд.

Система трудового обучения включает:

1-3 класс – ручной труд (знакомим с методами работы с ручными материалами, инструментами, с природным материалом),

4 класс – проф-ориентированная работ (выясняем для какой специальности лучше подходит ребенок а) физич. готовность и мед. показания, б) делания и наклонности ребенка, в) уровень овладения ребенком навыками за определённый промежуток времени),

5-7 класс – проф. труд (смотрим, интересно ли ребенку там, на что мы его отправили)

8-9-10 класс – углублённая проф. подготовка и сдача экзаменов на низшие квалификации профессии, растет квалификация учащихся.

 

Система трудового воспитания для детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР организуется практически одинаково, есть небольшие различия в организации из-за особенностей оснащения учебных заведений.

Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, обустроены, хоть и не полностью, особым оборудованием, адаптированным для проведения коррекционно-воспитательной работы, в том числе трудового воспитания.

В школах для детей с нарушением интеллекта и школах-интернатах предусмотрены учебные мастерские: швейные, столярные и др., где у учащихся проходят уроки, направленные на формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации. Также учащиеся старших классов проходят трудовую практику на предприятиях, близко расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При некоторых школах организуются производственные цеха, в которых работают выпускники. Эта инициатива обусловлена сложностью их трудоустройства.

В общеобразовательных школах для нормально развивающихся детей, где зачастую обучаются дети с ЗПР, нет различных мастерских, но ест кабинеты труда, оборудованные для различных видов ручного труда.

Для создания сбалансированной и эффективной системы трудового воспитания необходимы усилия со стороны педагога, которые заключаются в: учебных занятиях в мастерских, уроки СБО, организации технических кружков, выполнения трудовых поручений по классу, спальне, столовой, проведении бесед о труде, утренников, праздников, посвященных труду и экскурсий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 799.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...