Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.




 

План ответа:

1. Понятие «Принцип обучения»

2. Общедидактические принципы обучения

3. Специальные принципы обучения

4. Вывод

 

Принципы обучения – теоретические положения, которое характеризуется на основе обобщения результатов научного исследования, выявленные закономерности процесса обучения.

Принципы обучения формируются для того, чтобы каждый учитель, создавая свою модель процесса обучения реализовывал их в своей деятельности.

Существует три группы принципов в обучение детей с интеллектуальной недостаточностью – общедидактические, специальные и частные.

Рассмотрим две категори в отношении детей с умственной отсталостью.

Общедидактические принципы обучения:

1. Принцип наглядности

Развитие детей с тяжелой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих людей неэффективно.

Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам. Различные средства наглядности применяются и на уроках развития речи. При этом предлагаемый детям наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Внимание детей должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.

Наглядность является основным средством обучения и на занятиях социально-бытовой ориентировки.

2. Воспитывающий характер обучения.

В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.

Не понять ситуацию, а сделать выбор как вести себя красиво. У ребенка в транспорте не должно возникать вопроса, почему надо уступить бабушке место, он должен его уступить.

3. Принцип доступности обучения

Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы.

В теории и практике дидактики доступность обучения не отождествляется с его легкостью. Наоборот, этот принцип предполагает преодоление учащимися возникающих трудностей, что, собственно, и определяет поступательный характер педагогического процесса. Принцип доступности означает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в “зоне ближайшего развития познавательных возможностей детей”.

Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

4. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности.

Дифференцированный подход к учащимся – один из путей индивидуализации обучения.

Дифференциация включает работу учителя с разными клиническими группами тяжело умственно отсталых детей, что обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения.

 Так же основными дидактическими принципами К. Д. Ушинский считал:

5. Принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения («ясность», «самодеятельность учащегося»)

К. Д. Ушинский понимал, что психологическое содержание принципа сознательности делает процесс обучения активным, т. е. обеспечивает активность каждого учащегося во всем процессе обучения; поэтому и сознательность и активность не отделимы друг от друга: активность – это форма, в которой осуществляется сознательное обучение учащегося;

6. Принцип последовательности обучения

«Постепенность», «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» – главной задачей этого принципа для Ушинского является построение всего процесса обучения на той основе, чтобы она постепенно, в определенной последовательности вырабатывала у учащихся единую систему знаний и навыков;

7. Принцип прочности знаний и навыков («твердость усвоения»)

Большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения.

Специальные принципы, применяемые в коррекционной педагогике.

Особо следует остановиться на возможностях коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что “глубоко отсталый ребенок, овладевающий начатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда, должен и может получить от воспитания нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков” [, с.]. Речь идет о развитии познавательной деятельности детей, формирование которой может быть успешно только в условиях специального коррекционного обучения.

Развитие познавательной деятельности детей положительно сказывается на их эмоционально-волевой сфере, личностных качествах.

1. Принцип ранней педагогической помощи.

Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства. Известно, что в развитии ребенка существуют сензитивные периоды, т. е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических функций. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. В период до 3 лет происходит морфо функциональное созревание мозга и закладывается основной объем условных связей. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС.

2. Принцип коррекционной направленности в обучении

В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи, как и на уроках общеобразовательного цикла.

3. Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию. В этом отличие от традиционного для общей педагогики понимания способности к обучению в педагогике, которая характеризуется возможностью и успешностью освоения знаний по общеобразовательной программе.

4. Принцип профессионального характера трудового обучения.

Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.

В отношении детей с ЗПР используются те же самые дидактические принципы в обучение, однако меняется их расположение. Если в обучение детей с у.о. основным является принцип наглядности, то у ЗПР это принцип активности и сознательности, задача учителя сделать так, чтобы познавательная активность ребенка преобладала над эмоциональной, а коррекционная направленность в обучение уже стремится к тому, чтобы сделать деятельность ребенка активной и сознательной.

Однако, следует учесть, что К.Д. Ушинский, который всякое обучение рассматривал как единый процесс, указывал, что эти дидактические принципы самостоятельно, в чистом виде не могут существовать и они в процессе обучения органически переплетаются друг с другом и обуславливают друг друга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...