Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
План ответа: 1. Понятие «воспитание» и «трудовое воспитание» в психолого-педагогической литературе 2. «Труд» в специальном образовании 3. Цель и задачи трудового воспитания 4. Роль трудового воспитания в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью I. Понятие «воспитание» и «трудовое воспитание» в психолого-педагогической литературе Воспитание(по Гинецинскому) – субъектно – объектное взаимодействие, направленное на выработку механизмов управления собственной активностью ребенка. Воспитание - Целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности, формированию у него комплекса или отдельных видов культуры (физической, духовной, эстетической и др.). Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на - развитие у последних обще трудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
II. «Труд» в специальном образовании В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э.Сеген), в других – как средство активизации учебной деятельности (Ж. Демор). Русский дефектолог В.П.Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности. Труд— чрезвычайно значимая составная часть системы работы специального образования, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к трудовой деятельности. Основы трудового воспитания для детей с ограниченными возможностями были заложены в тридцатые годы Л. С. Выготским, который впервые указал на взаимосвязь между практической деятельностью и интеллектом. Многое для развития трудового обучения в системе специального обучения сделал А. Н. Граборов. Он считал, что труд школьников с нарушением интеллекта способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. Мачихина В.Ф. указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому школа должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме. Особо останавливается Мачихина В.Ф. на разработке внеклассной воспитательной работы в школах для детей с нарушениями в развитии. По ее мнению, для учащихся можно организовать кружки выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, Мачихина В.Ф. указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы. В работах многих ученых отмечается, что труд - это важнейшее средство воспитания, начиная еще с дошкольного возраста; в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. III. Цель и задачи трудового воспитания Цель трудового обучения– Организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению, социальной адаптации в обществе. (научить доступной профессии + трудиться и уважать чужой труд). Задачи: Основная задача трудового воспитания – воспитание самостоятельности. С ней тесно связаны и другие задачи: воспитание положительного отношения к труду, выполнение детьми несложных трудовых поручений (что-то принести, поднять, собрать, разложить), т.е. формирование предпосылок трудовой деятельности. Трудовое обучение и трудовое воспитание в специальной школе представляет собой единую систему. Уроки труда в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как 1 из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Труд имеет большое корригирующее значение, так как в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия об окружающем мире, обогащается чувственный опыт. Ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их - все это способствует развитию мышления и речи. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 339. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |