Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
План ответа: 1.Определение ЗПР 2. Классификации ЗПР 3. Перспективность обучения детей с ЗПР
I. Определение ЗПР Термин задержка психического ввела Груня Ефимовна Сухарева. Определяется задержка психического развития как особый вид дизонтогенеза, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка, которое выражается в эмоциональной неустойчивости, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, незрелости мышления, недостаточности общего запаса знаний, равнодушии к помощи. Задержка психического развития может быть вызвана различными причинами: особенностями конституциональной организации ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). ЗПР, по выражению Выготского, является «пограничным состоянием» между нормальным интеллектуальным развитием и недоразвитием интеллекта. Понятие задержка психического развития говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. Очень показательным, отличающим детей с задержкой психического развития (как от нормально развивающихся, так и от умственно отсталых), является следующий факт. При выполнении заданий «четвертый лишний» (требуется исключить одну картинку из четырех как не подходящую к данному понятию) расширение объема конкретного материала всегда приводит к воспроизведению значительного числа общих понятий, не называемых детьми при меньшем объеме предметного материала. Так, введение добавочных предметов (не «четвертый лишний», а «шестой лишний») помогает ребятам правильно выделить предмет и объяснить принцип, по которому происходит такое выделение. ЗПР в отечественной дефектологии исследовали: Лубовский Владимир Иванович, Лебединская Клара Самойловна, Певзнер Мария Семеновна идр. В исследованиях указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность созревания психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. Для умственной отсталости же характерны тотальность и иерархичность поражения. Условно можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР: 1) эндогенные причины: причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; 2) экзогенные причины: общий дефицит общения с окружающими, отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребёнку возможность посильного «присвоения» общественного опыта. II. Классификации ЗПР. В современной психологии наиболее популярна классификация, которую предложила Лебединская Клара Самойловна. В этой классификации выделены по этиологическому принципу: - ЗПР конституционального происхождения; - ЗПР соматогенного происхождения; - ЗПР психогенного происхождения; - ЗПР церебрально-органического происхождения. Подробнее о каждом из них. При ЗПР конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны повышенный фон настроения, непосредственность. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза. Проще говоря, эмоциональная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями, например, пороками в развитии сердца. Хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность. К явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (например, явления гипоопеки, гиперопеки). Основной причиной данной задержки является депривация, вызванная данными условиями. В условиях безнадзорности может формироваться неумение тормозить свои желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки задержка проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания нередко формируется невротическое развитие личности, при котором будет проявляться отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость. ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, поэтому имеет большую значимость для специальной психологии. Этот вид задержки часто обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Причиной данной формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности поражения. Другим фактором является время поражения. ЗПР связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга. Главное отличие детей с ЗПР любого вида — слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Отношения со взрослыми и сверстниками отличаются неустойчивостью. Особенности познавательной сферы выражаются в недостаточной сформированности произвольного внимания, дефицитарности основных его свойств: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания. Характерен недостаточно высокий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, обобщения, синтеза, абстрагирования. На фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности проявляются дефекты речи. III. Перспективность обучения и развития. Дети с ЗПР могут обучаться по 7.1 и 7.2 вариантам АООП, выбор варианта программы будет зависеть от степени выраженности задержки, индивидуальных особенностей учащихся. 7.1. Содержание программы и сроки обучения соответствуют общему образованию, но имеются дополнительные коррекционные курсы, описанные в АООП. 7.2. Содержание образования сопоставимо с содержанием общего образования, сроки обучения пролонгированы. Так, в начальной школе по этому варианту предусматривается 5 лет обучения. По обоим вариантам программы возможно обучение в образовательном учреждении, реализующем программы общего среднего образования, при создании условий образования по АОП. Возможно обучение в отдельных образовательных учреждениях, реализующие адаптированную основную образовательную программу для детей с ЗПР, то есть бывшие VII в. Кроме того, возможно по обоим вариантам программы возможно создание отдельных классов в любых школах. Подводя итог важно отметить, что дети с задержкой психического развития имеют эмоциональный инфантилизм, трудности самопроизвольной регуляции и воли, внушаемость, робость или импульсивность, нарушение темпов развития в познавательной деятельности, недостаточность внимания, признаки легкой органической недостаточности цнс. Конкретные проявления задержки у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Но такие дети обучаемы, способны принимать педагогическую помощь, часто с возрастом интеллектуальная недостаточность сглаживаются. Эта категория детей имеет определенную склонность к криминализации за счет внушаемости и слабости эмоционально-волевой сферы, но в целом все эти дети дети могут быть воспитаны и успешно социализированы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 283. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |