Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе как педагогическая система.




 

План ответа:

1. Понятие процесса обучения

2. Структурные элементы процесса обучения

3. Сравнительная характеристика процесса обучения детей с ЗПР и УО

I. Понятие процесса обучения

В современной педагогике это комплекс идей, реализация которых позволяет создать систему воспитания человека, при этом человек рассматривается в рамках данных идей, как постоянно развивающаяся психологическая система.

Обучение – процесс двухсторонней активности учителя и ученика, в результате: учитель – передает, а учащийся принимает знания, умения и навыки. Т.е. формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся. Процесс обучения это не только взаимодействие учителя и учащегося направленное на усвоение детьми знаний, но и коррекция недостатков развития.

II. Структурные элементы процесса обучения

Процесс обучения является многосторонним, он состоит:

· Деятельность учителя – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое определяется целью обучения.

· Учебная деятельность ребенка – действия, выполняемые учащимися для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой теми или иными мотивами.

3 компонента:

1)Мотивация

2)Учебные действия - действия, совершаемые с сознательной целью (1 Внешние – наблюдаемые: предметные действия (письмо, рисование), перцептивные действия (слушание, наблюдение), символические – связанные с использованием речи). (2 Внутренние – не наблюдаемые, мнемические действия, действия воображения, действия мышления.

3)Действия контроля и оценки результатов.

· Содержание образования

При прочих равных условиях содержание образования является лидирующим элементом данной системы (при гарантированности определенного уровня квалификации учителя, при корректном отборе детей в образовательное учреждение, только изменение содержания образования позволяет изменить эффективность процесса обучения, именно этим объясняется интерес общества к вопросам содержания дошкольного, школьного и вузовского образования).

Сущность процесса обучения не сводится ни к одной из его сторон (см. выше)

В педагогике и психологии сущность процесса обучения описывается рядом качеств:

· Взаимодействие

· Взаимодействие в обществе и микросоциуме приобретает характер общения, при этом для одной из сторон (учитель) его содержание не имеет значения, а это означает, что учитель подбирает ту форму организации общения, которая приемлема для ученика.

· Помощь, которую получает ребенок при решении познавательных задач.

Эффективность процесса обучения (по Выготскому) определяется мерой помощи, которую необходимо оказать ребенку при решении конкретной задачи, для того чтобы создать у него субъективное представление о самостоятельности решения задачи.

Таким образом, часто говорят что сущность процесса обучения описывается рядом взаимосвязанных понятий:

Взаимодействие – Общение – форма организации общения – помощь – мера помощи

III. Сравнительная характеристика процесса обучения детей с ЗПР и УО

Цель обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: состоит в приобретении учащимися ЗУН, способствующих в коррекции недостатков развития и успешной социализации и адаптации в окружающем мире.

Содержание обучения – конкретный объем ЗУН по той или иной учебной дисциплине. Отобранная информация передается учащимся при помощи определенных методов и средств обучения. Сущность процесса обучения сводится к сложному взаимодействию, которые определяются следующими факторами:

- Характером взаимодействия учителя и ученика

- Функциями процесса обучения

- Совокупностью принципов обучения

- Методами обучения

- Формами организации обучения

Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. (3 важные функции)

Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике.

Воспитывающая - обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, качеств личности. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности = изменение «модели поведения» учащегося. Воспитывающая функция предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся.

Коррекционно-развивающая – развитие речи и мышления. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Коррекция вторичных отклонений в развитии.

Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (по Вовку)

1. Все особенности содержания образования

2. Замедленность процесса обучения

3. Эмоционально положительный фон процесса обучения одним из элементов которого является охранительно-педагогический режим; вторым элементом является отсутствие негативных средств стимуляции в процессе обучения. Опора на положительные эмоциональные состояния.

4. Желательно использование безошибочных технологий обучения, включая алгоритмическое обучение.

5. Широкое использование внешних опор в мыслительной деятельности ребенка.

Процесс обучения УО носит концентрический хар-р. От НД способа к СЛ.

При обучении ЗПР – линейная структура процесса обучения. Усложнение содержания и способа решения, за счет уменьшения помощи и ее качества. Содержание образования упрощено по-разному. УО не нормативное содержание, уменьшение количества познавательных задач и упрощение способа их решения. ЗПР упрощение содержания образования за счет пролангированного периода обучения.

Процесс обучения замедлен за счет темпа решения познавательных задач.

Необходимость постоянной актуализации формирование знаний и умений, ярко выраженная направленность корр задач.. Основной целью проц обуч явл констатация сдвигов или динамика продуктивности регуляции познавательных процессов.

Сравнение АООП (адаптированной основной образовательной программы) для детей с ЗПР и УО

Характеристики ЗПР УО
Образование получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки получают образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимоепо итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом
Особые образовательные потребности · увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет (0 – IV классы); · специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; · специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого; · специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; · специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов. · увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет (подготовительный (0) – XI классы) · введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков; · обеспечение обязательности профильного трудового образования  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...