Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе как педагогическая система.
План ответа: 1. Понятие процесса обучения 2. Структурные элементы процесса обучения 3. Сравнительная характеристика процесса обучения детей с ЗПР и УО I. Понятие процесса обучения В современной педагогике это комплекс идей, реализация которых позволяет создать систему воспитания человека, при этом человек рассматривается в рамках данных идей, как постоянно развивающаяся психологическая система. Обучение – процесс двухсторонней активности учителя и ученика, в результате: учитель – передает, а учащийся принимает знания, умения и навыки. Т.е. формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся. Процесс обучения это не только взаимодействие учителя и учащегося направленное на усвоение детьми знаний, но и коррекция недостатков развития. II. Структурные элементы процесса обучения Процесс обучения является многосторонним, он состоит: · Деятельность учителя – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое определяется целью обучения. · Учебная деятельность ребенка – действия, выполняемые учащимися для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой теми или иными мотивами. 3 компонента: 1)Мотивация 2)Учебные действия - действия, совершаемые с сознательной целью (1 Внешние – наблюдаемые: предметные действия (письмо, рисование), перцептивные действия (слушание, наблюдение), символические – связанные с использованием речи). (2 Внутренние – не наблюдаемые, мнемические действия, действия воображения, действия мышления. 3)Действия контроля и оценки результатов. · Содержание образования При прочих равных условиях содержание образования является лидирующим элементом данной системы (при гарантированности определенного уровня квалификации учителя, при корректном отборе детей в образовательное учреждение, только изменение содержания образования позволяет изменить эффективность процесса обучения, именно этим объясняется интерес общества к вопросам содержания дошкольного, школьного и вузовского образования). Сущность процесса обучения не сводится ни к одной из его сторон (см. выше) В педагогике и психологии сущность процесса обучения описывается рядом качеств: · Взаимодействие · Взаимодействие в обществе и микросоциуме приобретает характер общения, при этом для одной из сторон (учитель) его содержание не имеет значения, а это означает, что учитель подбирает ту форму организации общения, которая приемлема для ученика. · Помощь, которую получает ребенок при решении познавательных задач. Эффективность процесса обучения (по Выготскому) определяется мерой помощи, которую необходимо оказать ребенку при решении конкретной задачи, для того чтобы создать у него субъективное представление о самостоятельности решения задачи. Таким образом, часто говорят что сущность процесса обучения описывается рядом взаимосвязанных понятий: Взаимодействие – Общение – форма организации общения – помощь – мера помощи III. Сравнительная характеристика процесса обучения детей с ЗПР и УО Цель обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: состоит в приобретении учащимися ЗУН, способствующих в коррекции недостатков развития и успешной социализации и адаптации в окружающем мире. Содержание обучения – конкретный объем ЗУН по той или иной учебной дисциплине. Отобранная информация передается учащимся при помощи определенных методов и средств обучения. Сущность процесса обучения сводится к сложному взаимодействию, которые определяются следующими факторами: - Характером взаимодействия учителя и ученика - Функциями процесса обучения - Совокупностью принципов обучения - Методами обучения - Формами организации обучения Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. (3 важные функции) Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике. Воспитывающая - обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, качеств личности. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности = изменение «модели поведения» учащегося. Воспитывающая функция предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся. Коррекционно-развивающая – развитие речи и мышления. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Коррекция вторичных отклонений в развитии. Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (по Вовку) 1. Все особенности содержания образования 2. Замедленность процесса обучения 3. Эмоционально положительный фон процесса обучения одним из элементов которого является охранительно-педагогический режим; вторым элементом является отсутствие негативных средств стимуляции в процессе обучения. Опора на положительные эмоциональные состояния. 4. Желательно использование безошибочных технологий обучения, включая алгоритмическое обучение. 5. Широкое использование внешних опор в мыслительной деятельности ребенка. Процесс обучения УО носит концентрический хар-р. От НД способа к СЛ. При обучении ЗПР – линейная структура процесса обучения. Усложнение содержания и способа решения, за счет уменьшения помощи и ее качества. Содержание образования упрощено по-разному. УО не нормативное содержание, уменьшение количества познавательных задач и упрощение способа их решения. ЗПР упрощение содержания образования за счет пролангированного периода обучения. Процесс обучения замедлен за счет темпа решения познавательных задач. Необходимость постоянной актуализации формирование знаний и умений, ярко выраженная направленность корр задач.. Основной целью проц обуч явл констатация сдвигов или динамика продуктивности регуляции познавательных процессов. Сравнение АООП (адаптированной основной образовательной программы) для детей с ЗПР и УО
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |