Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общий обзор категориального аппарата специальной педагогики.




Специальная педагогика является одновременно частью двух наук: педагогики в целом и другой интегративной науки - дефектологии. Такая двоякая принадлежность отражает диалектику (познание противоречий развития) общего и специфического при аномальном развитии.

В силу этого специальная педагогика в качестве своих основополагающих категорий использует как общепедагогические, так и специфические категории.

При рассмотрении категориального аппарата следует учитывать, что он представляет собой систему, следовательно все его элементы так или иначе находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Так же как и в общей, в специальной педагогике ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание и развитие.

Воспитание - основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных её качеств.

Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса. В воспитании используются как общепедагогические методы и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в зависимости от степени и структуры недостатка, сущности и характера отклонения, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение и развитие - два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л. С, Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в её актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.

К, собственно, специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция и компенсация», «адаптация», «реабилитация и абилитация» и«социальная интеграция».

Коррекция (от лат. correctio - исправление) определяется как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление нарушений психофизического развития. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление нарушений (коррекция речи, произношения отдельных звуков), и в то же время коррекция может быть составной частью образовательно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - это процесс и результат замещения (восполнения) нарушенной, недоразвитой или выпавшей функции за счет установления качественно новых и более эффективных связей. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость нарушению, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Коррекция и компенсация являются неотделимыми друг от друга понятиями.

Адаптация(от лат. adaptio - приспособлять). Выделяют социальную и школьную адаптацию. Социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в социуме; Школьная - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Социальная интеграция- процесс включения инвалидов в общество, направленное на обеспечение их непосредственного и максимально интенсивного участия в социальной практике.

Реабилитация(от лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс восстановления утраченных функций, предполагающий повышение социальной дееспособности инвалидов в сферах труда, быта и культуры на основе комплексной реализации мер медицинского (лечение недостатков, ликвидация последствий нарушений), инженерно-технического, психологического (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов) и педагогического (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств) характера.

Цель педагогической реабилитации заключается в обеспечении способности и готовности инвалидов к восстановлению нормативного для конкретных исторических условий стиля жизни.

Абилитация — система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Заключение.

Каждая наука имеет собственный понятийно-категориальный аппарат, свою терминологию, которые отражают её специфику как научной дисциплины.

На данный момент категориальный аппарат специальной педагогики не имеет статичного состояния, вследствие чего находится в процессе корректировки и пересмотра.

Категориальный аппарат специальной педагогики составляют такие категории:

4) Общепедагогические категори, например: обучение, воспитание, развитие и др.

5) Специфические категории: коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, адаптация, социальная интеграция и др.

Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, поэтому все элементы находятся в неразрывной связи друг с другом.

Термин - слово, которым в определенной научной области определяется определенный предмет или процесс в определенной области; предполагает, что может расшифровываться по разному.

Понятие - тот смысл, который, в данном случае, вкладывается в трактовку термина (вкладывается в определения, формулировки)

Категория - смысл понятий, которыми определяется данная категория.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...