Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специальная педагогика, как наука, предмет исследования в специальной педагогике.
Специальная педагогика является составной частью педагогики и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией. Специальная педагогика - это наука о теории и практике специального образования. (Назарова) Предмет специальной педагогики: Наука шла от исследования аномального ребенка. Современная специальная педагогика определяет предмет исследования по-разному в зависимости от того, какой концепции придерживается автор. 1) У Воронковой под предметом понимается педагогический процесс воспитания детей с проблемами в развитии. 2) Бгажнокова, Лубовский, Пузанов. Ряд авторов понимаю под предметом процесс коррекции вторичных проблем в развитии ребенка, реализуемый в процессе специально организованного воспитания и обучения. 1) В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Коррекция-это система психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на исправление вторичных проблем психомоторного характера. 2.Задачи исследования в специальной педагогике: Выделим основные четыре задачи: 1.Отбор содержания образования. Данная задача также подтверждается ФГОСом :Требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной сверстникам без ОВЗ. 2.Исследование особенностей детей с проблемами в развитии; Например, во ФГОС прописано, что дети с ОВЗ нуждаются в особых образовательных потребностях, таких как: специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка. 3.разработка новых методов, приемов обучения и подходов к обучению. Во ФГОСе прописано, что необходимо использование специальных методов и средств и приемов обучения (компьютерные технологии), учитывающих особые образовательные потребности. Индивидуализация обучения, пространственная и временная организация образовательной среды. Разработка шкал измерителей достижений в обучении и воспитании детей с ОВЗ. ФГОС и АООП предлагают: экспертную оценку всем участникам образовательного процесса (педагоги, даже родители и тд). Отдельно для каждой категории детей есть АООП, в которой также прописаны основные потребности в образовании для детей с ОВЗ. Например: Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: · раннее получение специальной помощи средствами образования; · обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; · научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; · доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; · систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий окружающей среды. · использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; ·развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой · стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Представленные выше задачи тесно связаны и в некоторых пунктах дублируют прописанные в данных документах образовательные потребностями детей с ОВЗ. Методы исследования в специальной педагогике. Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. 1.Теоретические: анализ (написанного другими авторами) ,сравнение(сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними), обобщение( выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов). Используется математическая статистика для анализа смыслового компонента текста. Теоретические методы исследования (используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования): метод экспликации (выработки собственной точки зрения на проблему исследования) метод экстраполяции (перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований) Экспериментальные методы исследования 1-констатируеющий эксперимент 2-формирующий 3-лабораторный (считается более эффективным) для выявления зоны ближайшего развития 4- естественный –для выявления зоны актуального развития. 3.Методы качественного и количественного анализа + методы математической статистики Методы математической статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Используются для анализа любого массива данных, но чаще всего для анализа больших массивов экспериментальных данных. Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических (основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы Метод количественного анализа отвечает на вопрос «сколько?» и фокусируется на статистических измерениях. Предшествует качественному анализу. Проблема категориальной определенности в специальной педагогике.
План ответа: 1) Сущность категориального аппарата, его место в теории и практике специальной педагогики. 2) Общий обзор категориального аппарата специальной педагогики: основные педагогические и специфические категории. 3) Заключение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |