Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка перспективности обучения детей с недоразвитием интеллекта




Проблема интеграции и дифференциации в специальном образовании.

 

План:

1. Парадигма оказания помощи детям с ОВЗ и инвалидам в системе спец.обр.

2. Этапы

3. Суть дифференциации и интеграции

4. «+» и «-» интеграции и дифференциации

5. Перспективы помощи в России

Современный закон № 274 предполагает создание в образовательном поле России систему оказания помощи лицам с ОВЗ в образовательных школах России. Закон предполагает возможность обучения в 8 видах школ в условиях интегрированного обучения (в общеобразовательных школах в виде индивидуального обучения, либо групп с определённой нозологией). Современное специальное образование сформировало 2 основные парадигмы – дифференциация и интеграция. Эти два понятия взаимосвязаны.

Суть: из потенциала развития инвалида нужно «выжить» максимальный потенциал для самостоятельности в жизни.

Под интеграцией понимается объединение или совместное обучение детей с проблемами в развитии с нормально развивающими детьми.

2 вида интеграции:

- Интеральная - обучение и воспитание детей с ОВЗ к одной и той же нозологией, но с разной степенью выраженности (глухие + слабослышащие).

- Экстернальная – совместное обучение вне зависимости наличия у них ограниченности в здоровье.

Этапы:

1. систематичность

2. дифференциация

3. интеграция

Интеграция

3 этапа включения ребёнка в общеобразовательную среду:

1) подготовка среды к включению в среду ребёнка

2) подготовка ребёнка с проблемами в развитии к интеграции в эту среду

3) постепенное включение ребёнка в специально подготовленную среду     

Виды интеграции по степени реализации процесса:

- частичная интеграция (ребёнок помещается в образовательную среду на время);

- полная (весь день в общеобразовательной школе);

- инклюзия (включения ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную среду за счёт ресурсов данной среды; среда подстроена под таких детей.

«+» интеграции:

- формирование у общества толерантного отношения к людям, которые отличаются от большинства;

- ребёнок не определён от нормально развивающего детей;

«-» интеграции:

- не рассчитано на трудоустройство

Дифференциация

Дифференциация – разделение учебных планов с учётом склонностей и способностей учащихся.

1)внутренняя (выделение в 1 классе различных групп, к которым предъявляются сначала разные требования по содержанию, дети должны овладеть базовым уровнем подготовки).

2) внешняя (создание дифференцированных учебных заведений).

Основание для выделения разных групп служит структура дефекта, либо успеваемость школьников.

«+»:

1) возможность учителя помогать слабому ребёнку, уделять внимание сильному;

2) ребёнку легче учиться с одноуровневыми детьми;

3) высокий уровень эффективности коррекции, экономическая выгодность;

4) начатки для выпускников к профессиональной деятельности, обеспечения самого себя.

«-»:

1)провоцирует сегрегацию детей с проблемами в развитии в обществе;

2) диф.система оказания помощи рассчитывает на сохранение возможности инвалида,- «социальная смерть».

Можно сделать вывод, что систему специального образования нужно развивать последовательно, реформировать, но не за счёт быстрых изменений и введений новых форм организации, а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.

 

Педагогическая перспективность обучения детей с умственной отсталостью.

План ответа:

1. Феномен УО (определение, формы, степени)

2. Оценка перспективности обучения детей с недоразвитием интеллекта

3. Дифференциация образовательных маршрутов

 

Феномен УО

Определение:

Умственная отсталость - врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума, также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. (википедия)

Умственно отсталым, называют такого человека, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). (Рубинштейн С.Я.)

Формы УО: олигофрения, деменция, слабоумие

· Олигофрения (Э. Крепелин в начала 20 века) - особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природной патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. В результате наблюдается стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности.

Груня Ефимова Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы: преобладание интеллектуального дефекта; отсутствие прогредиентности состояния.

· Деменция – это локальное органическое поражение ГМ, в результате чего наблюдается стойкое ослабление познавательной деятельности. Состояние прогредиентно. Наблюдаются текущие психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, ревматизм ГМ, гидро-, микроцефалия, сифилис (воспаление) ГМ). (вследствие травм)

· Слабоумие – это органическое поражение ГМ вследствие приобретённого дефекта, в рез-те которого наблюдается стойкое нарушение познавательной деятельности. Состояние непрогредиентно (ухудшения нет). Характеризуется выпадением какого-либо определенного вида деятельности (вследствие заболевания).

Степени УО:

Согласно международной классификации (МКБ-10) выделяют четыре формы УО:

 • Легкую (50-69) отстают от сверстников в психофизическом плане, не могут усваивать материал нуждаются в специальных образовательных условиях.

• Умеренную (35-49) обучаются в специальной школе, не все могут усвоить учебный материал, конкретное мышление, словарный запас ограничен.

 • Тяжелую (20-34) позже держат голову, начинают сидеть, позже ходят. Речь появляется к концу дошкольного возраста, познавательные возможности резко снижены 

• Глубокую (ниже 20) снижены пороги чувствительности, тяжелые нарушения моторики, таким лицам даже во взрослом возрасте не доступно понимание окружающего, речь практически не развивается, однако такие люди все же способны к развитию.

Степень снижения интеллекта зависит от поражения гм, времени возникновения, степени поражения и места локализации.

Оценка перспективности обучения детей с недоразвитием интеллекта

Дети с УО способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с уо детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае остаётся.

Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.

Группа детей с легкой степенью УО формально обучаемы, т.е. они способны усваивать информацию, актуальность которой для него не очевидна.

При остальных степенях недоразвития интеллекта учащихся чаще всего относят к неформально обучаемым, (или актуально). У них «легко» сформировать знания которые будут востребованы в повседневной жизни (бытовые, гигиенические, самообслуживание, навыки общения). Однако, по данным исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. 

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений, отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...