Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История и перспектива развития зональной навигации




 

В общемировой авиационной практике на протяжении многих десятилетий маршруты полетов ВС строились таким образом, чтобы они проходили через наземные радиомаяки – как правило, радиомаяки VOR, что  позволяло экипажам ВС выполнять полеты «на» или «от» радиомаяка VOR,  выдерживая линию заданного пути, используя бортовое оборудования (аналог отечественного КУРС МП). Это позволяло определять и индицировать на пилотажно-навигационных приборах сторону и величину углового уклонения ВС и давало возможность экипажу легко сохранять линию заданного пути, удерживая планку в центре прибора.

Наличие у летного экипажа в любой момент времени информации об отклонении от линии заданного пути получило название навигационного наведения. Наведение практически на каждом участке маршрута и схемы маневрирования в районе аэродрома давно стало необходимым и само собой разумеющимся условием осуществления аэронавигации в большинстве стран мира.

Возрастание интенсивности воздушного движения привело к тому, что обычных трасс, проходящих через радиомаяки, во многих регионах уже стало недостаточно для обеспечения пропускной способности воздушного пространства. Стала обсуждаться возможность полетов по произвольным траекториям, не обязательно проходящим через радиомаяки. Для обеспечения таких полетов на борту ВС необходимо:

1) получать информацию о текущем местоположении ВС;

2) представлять информацию для пилотов в виде отклонения от заданной траектории (обеспечить наведение).

Решение первой из этих задач первоначально основывалось на использовании угломерно-дальномерной системы, образованной радиомаяками VOR/DME, и позволяющей непрерывно измерять пеленг и дальность ВС. Для решения второй задачи необходимо было иметь бортовой вычислитель, способный непрерывно рассчитывать по пеленгу и дальности линейное боковое уклонение (ЛБУ) и оставшееся расстояние, то есть преобразовывать полярные координаты в частноортодромические. Именно в этот период времени в бортовые навигационные системы стала интенсивно внедряться компьютерная техника, что оказалось, кстати для решения этой задачи.

Такая навигация по маршрутам, не проходящим через радиомаяки, получило название «зональной навигации» (area navigation, RNAV), поскольку ее осуществление было возможно только при нахождении ВС в пределах зоны действия радиомаяков. Впоследствии для определения местоположения ВС стали использоваться и другие средства: инерциальные системы счисления координат, разностно-дальномерные и спутниковые системы. Несмотря на то, что теперь уже не было необходимости находиться в определенной «зоне», сам термин «зональная навигация» сохранился.

История развития зональной навигации отразилась в том, каким образом давалось определение этого понятия в документах ИКАО. Если первоначально подразумевались полеты в зоны действия радиомаяков, то с появлением возможности автономного счисления пути понятие RNAV было расширено и в первом издании документа его определение давалось следующим образом: «Зональная навигация (RNAV – Area Navigation) – метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинаций».

Однако это определение оказалось излишне подробным. Поскольку такая навигация может осуществляться как в пределах зоны действия радиомаяков, так и вне ее, то зачем вообще упоминать об этом в определении? И уже второе издание этого же документа приводит определение в ныне существующем виде: «Зональная навигация (RNAV – Area Navigation) – метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой траектории».

Для отечественной аэронавигации принципы зональной навигации не являются чем-то абсолютно новым. Ведь в нашей стране, в отличии от зарубежной практики, воздушные трассы проходят через поворотные пункты маршрута, в которых не установлены ни радиомаяки VOR, ни ОПРС. Наведение при этом обычно и поэтому выдерживание ЛЗП в этом случае является более сложной для летных экипажей задачей. Это одна из причин наличия на борту ВС штурмана как члена экипажа.

Но в некоторых случаях обеспечивалось и наведение по произвольным линиям пути. Элементы зональной навигации в СССР впервые были реализованы в начале 60-х годов с появлением радиотехнической системы ближней навигации (РСБН).

Наличие на борту в составе этой системы блока управления счетно-решающего прибора (БУ СРП) позволяло выполнять полет по линии пути, не проходящей через радиомаяк. При этом вертикальная планка комбинированного пилотажного прибора (КПП) показывала экипажу, с какой стороны находится ЛЗП, то есть осуществлялось наведение. Правда, точность, обеспечиваемая аналоговым вычислителем СРП, была не очень высока, да и не все самолеты имели такое оборудование. К тому же отсутствовало сплошное перекрытие зон радиомаяков на территории страны, а полеты разрешалось выполнять только по установленным воздушным трассам. Поэтому в те годы такой подход к навигации не получил широкого распространения, но по существу это и была RNAV.

Существующая, в настоящее время, система воздушных трасс над территорией России, пришедшая из советских времен уже не удовлетворяет современным реальностям. Практика прокладки воздушных трасс через радиомаяки VOR или отдельные приводные радиостанции (ОПРС) привело к тому, что над некоторыми поворотными пунктами маршрута сходятся множество воздушных трасс. Такая ситуация в воздушном пространстве России не удовлетворяет ни пользователей, ни диспетчерский персонал, так как не полностью способствует обеспечению безопасности полетов.

В последнее время методу зональной (внетрассовой) навигации в мировой авиационной практике уделяется усиленное внимание.

В целях повышения эффективности использования воздушного пространства и внедрения зональной навигации в соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО Федеральная аэронавигационная служба РФ приступила к разработке и внедрению маршрутов зональной навигации в верхнем воздушном пространстве РФ.

Бортовые комплексы современных ВС в своей основе имеют принцип зональной навигации. К процедурам B-RNAV допущены и самолеты ГА России, выполняющие международные полеты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...