Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчеты, связанные с разрешением на пересечение встречного эшелона, занятого другим ВС




 

 Как показывают анализы по безопасности полетов, в Росаэронавигации были и, к сожалению, продолжают иметь место нарушения, связанные с разрешением набора эшелона, с пересечением встречного эшелона, занятого другим ВС.

 

Давайте вместе с Вами разберемся, какие проблемы здесь существуют, и постараемся найти приемлемые решения.

На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что документы, регламентирующие работу диспетчера в этом вопросе, носят неясный, противоречивый характер. Так, Ваши коллеги постоянно ссылаются на таблицу в технологии работы диспетчера, по которой можно определить вертикальную скорость при смене эшелона в зависимости от расстояния между ВС и суммарной скорости сближения бортов. Но пользоваться этой таблицей сложно, так как, согласно технологии работы, вначале необходимо создать 10 км боковой интервал и только потом, разрешать смену эшелона с таким расчетом, чтобы в момент пересечения встречного занятого эшелона между бортами был соблюден продольный интервал не менее 30 км. Но для создания 10 км бокового интервала необходимо какое-то время (2-3 мин) за которое встречные ВС сближаются на 60-90 км и диспетчеру приходится ломать голову над следующей проблемой: разрешить смену эшелона или пусть борты следуют на своих эшелонах до расхождения. Наверное, и Вам в своей практике приходилось решать подобные головоломки, и Вы редко пользовались созданием 10 км бокового интервала.

Некоторые Ваши коллеги, из-за нежелания иметь лишние проблемы прибегают, как они называют к «железному» правилу: смену эшелона разрешают только после расхождения, несмотря на то, что расстояние между ВС 200 км и более.

  Но необходимо учитывать, что согласно ФАП, пользователи воздушного пространства имеют право на обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов. И мы в своей работе обязаны это учитывать.

Согласно ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» продольный интервал между воздушными судами при пересечении эшелона (высоты), занятого встречным воздушным судном в момент пересечения:

на воздушных трассах и маршрутах вне их – не менее 30 км при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации, при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов. При отсутствии автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации – не менее 30 км с соблюдением бокового интервала не менее 10 км;

Таким образом, при использовании АС УВД, создание 10 км бокового интервала не требуется. Предлагаю заняться несложными расчетами для того, чтобы выработать четкие критерии, которые помогут в практической работе. Но прежде, чем перейти к расчетам, предлагаю определиться в деталях:

 

 1. При расчетах будем учитывать расстояние на сеанс радиосвязи 15 км (при суммарной скорости сближения ВС 1200 км/ч и более). На практике это расстояние может быть значительно больше (до 30 км), так как, получив разрешение на набор эшелона, экипаж не может сразу же перевести самолет в набор, а вынужден добавить режим двигателям и, не допуская снижения поступательной скорости, плавно начать набор высоты.

2. При разрешении набора эшелона, будем учитывать, что наиболее оптимальная вертикальная скорость набора на больших высотах (9 – 11 км) примерно 5 м/с. При расчетах на снижение можно ориентироваться на вертикальную скорость, равную 10 м/с.

3. При суммарной скорости сближения, равной примерно 1800 км/ч, за одну минуту ВС сближаются на 30 км, за одну секунду на 0,5 км или за 2 секунды  на 1 км.

4.Диспетчерскому персоналу необходимо учитывать то обстоятельство, что при подходе к занимаемому эшелону экипаж заранее начинает уменьшать вертикальную скорость набора (снижения) до 2-3 м/с, для того чтобы плавно, без создания вертикальной перегрузки, перевести ВС в режим горизонтального полета. При этом, чем больше вертикальная скорость, тем раньше экипажи начинают плавно уменьшать ее при подходе к заданной высоте. Для того чтобы учесть это обстоятельство можно рекомендовать  прибавлять ко всем расчетным минимальным расстояниям связанных с изменением эшелонов,       10 км (при Vверт = 5 м/с) и  20 км (при Vверт = 10 м/с).

 

 

На схеме наглядно показано, что при продольном интервале, равном 30 км и Vверт = 10 м/с, имеется вероятность нарушения вертикального интервала при расхождении воздушных судов.

При этом диспетчер обязан учитывать, что в случае разрешения должны быть соблюдены  три важных критерия:

 

1. При пересечении встречного занятого эшелона между бортами должен быть соблюден необходимый продольный интервал.

2. Исключить вероятность срабатывания TCAS (система выдачи информации о воздушном движении и предупреждения). Критерии срабатывания TCAS по интервалу высот между ВС следующие:

- ТА (консультативная информация о воздушном движении) – 850 футов (260 м);

- RA (рекомендация по разрешению угрозы столкновения) – 700 футов (215м).

При расхождении воздушных судов должен быть соблюден установлен- ный вертикальный интервал.

 

Определившись в деталях и учитывая три важных критерия, предлагаю вместе разобрать несколько вариантов и сделать для себя необходимые выводы.

Вариант 1:

Вначале давайте проанализируем, какую вертикальную скорость набора должен выдерживать экипаж чтобы, во-первых, пересечь занятый встречный эшелон с соблюдением 30 км продольного интервала, во-вторых, занять запрашиваемый эшелон до расхождения, чтобы не нарушить вертикальный интервал.

 

1) Рассчитаем время, через которое разойдутся ВС, при условии, что набирающий борт пересек встречный эшелон с продольным интервалом, равным 30 км. Это время равно одной минуте (60 с).

2) Рассчитаем, какую вертикальную скорость набора должен обеспечить экипаж, для того чтобы занять запрашиваемый эшелон до расхождения со встречным ВС:

Vверт = ΔН / t = 500/ 60 = 8.33 м/с (округленно 10 м/с)

 

Исходя из расчетов, можно сделать важный вывод:

Разрешая экипажу набор с пересечением занятого встречного эшелона (при использовании АС УВД и продольном интервале 30 км) диспетчер должен четко представлять себе, что это возможно только при выдерживании вертикальной скорости набора не менее 10 м/с, в противном случае вполне вероятно нарушение вертикального интервала при расхождении бортов. Учитывая также, то обстоятельство, что при подходе к заданному эшелону происходит плавное уменьшение Vверт, можно рекомендовать диспетчерскому персоналу в своих расчетах увеличивать минимальный продольный интервал 30 км дополнительно на 20 км и использовать в своей практической работе продольный интервал 50 км.

Вариант 2:

Мы с Вами уже определились, что при разрешении набора эшелона, будем учитывать,  наиболее оптимальную вертикальная скорость набора на больших высотах (9 – 11 км) примерно 5 м/с.

Давайте рассчитаем, на каком минимальном расстоянии можно разрешать набор запрашиваемого эшелона и, какой продольный интервал в этом случае должен быть обеспечен.

 

1) Находим время набора: tнаб = ΔН/ Vверт = 1000/5 = 200 с.

2) Пользуясь соотношением (при скорости сближения ВС ≈ 1800 км/ч борты сближаются, за 2 секунды  на 1 км) находим расстояние, на которое сблизятся воздушные суда за время набора эшелона. Sсбл. = 100 км.

При этом необходимо учестьрасстояние на сеанс радиосвязи 15 км (при суммарной скорости сближения ВС 1200 км/ч и более).

3) Находим минимальное расстояние, при котором диспетчер может разрешить набор запрашиваемого эшелона при условии задания экипажу Vверт = 5 м/с:   

Sобщ = Sсбл. + 15 км = 100 + 15 = 115 км.

Учитывая, то обстоятельство, что экипажи при подходе к заданному эшелону заранее начинают плавно уменьшать вертикальную скорость, к нашему рассчитанному минимальному расстоянию 115 км нужно прибавить еще 10 км. Таким образом, в результате минимальное расстояние между двумя ВС, при разрешении набора с Vверт. = 5 м/с должно быть не менее 125 км.

4) Рассчитаем минимальный продольный интервал, при котором может быть обеспечен вертикальный интервал при расхождении бортов

(т. е. соблюден третий критерий):

При вертикальном интервале ΔН = 500 м и Vверт = 5 м/с  находим время набора от момента пересечения встречного эшелона до занятия, запрашиваемого и расстояние на которое сблизятся ВС за это время:       

 

tнаб = ΔН/ Vверт = 500/5 =100 с.

Sсбл. = 100/2 = 50 км

 

Из расчетов, можно сделать вывод:

Разрешая экипажу набор, с пересечением занятого встречного эшелона (при использовании АС УВД и продольном интервале 30 км) и заданной  вертикальной скорости набора, равной 5 м/с минимальное расстояние между бортами должно быть не менее 125 км и минимальный продольный интервал между ВС в момент пересечения занятого эшелона не менее 60 км (50 + 10) = 60 км.

Вариант 3:

Предлагаю Вам вместе со мной разобрать на конкретном примере ту ситуацию, которая может возникнуть у Вашего коллеги, если он разрешит экипажу набор запрашиваемого эшелона с пересечением встречного занятого эшелона без задания экипажу необходимой вертикальной скорости набора.

При расстоянии между встречными ВС, равном 175 км, диспетчер разрешил экипажу, следующему на эшелоне 10600 м, набор 11600 м. Так как диспетчер при разрешении набора не задал вертикальную скорость, экипаж приступил к набору с Vверт = 2,5 м/с (500 фут/мин), что разрешено международными правилами.

 

 

При продольном интервале 60 км борт пересек встречный эшелон 11100 м и продолжал дальнейший набор. Через 1 мин борт набрал 150 м, расстояние между бортами стало равным 30 км, еще через 30 сек, борт набрал 75 м (т.е. 225 м выше эшелона 11100 м), расстояние между ВС стало равным 15 км. Между моментами 4 и 5 (см. схему) вполне возможно срабатывание TCAS.

 

Далее, при расхождении ВС (момент 6) – нарушение вертикального интервала, так как между бортами 300 м (необходимо 500 м).

Таким образом, в данном примере, соблюден только один критерий (установленный продольный интервал), но не соблюдены два остальных:

- большая вероятность срабатывания TCAS;

- нарушен установленный вертикальный интервал.

 

Теперь предлагаю произвести расчет минимального расстояния между двумя встречными ВС при разрешении смены эшелона, чтобы были соблюдены все три критерия, при условии, что диспетчер не задал вертикальную скорость набора.

 

1) Учитываем  расстояние на сеанс радиосвязи 15 км (при суммарной скорости сближения ВС 1200 км/ч и более).

2) Рассчитаем расстояние, необходимое на набор 1000 м (двойной минимальный интервал вертикального эшелонирования на эшелонах 8100 – 12100 м):

 -  находим время набора: t маневра = ΔН/Vверт.= 1000/2,5 = 400 с.
    - учитывая соотношение - за 2 секунды борты сближаются на 1 км находим расстояние, необходимое на маневр: S маневра = 400/2 = 200 км.

3) Находим общее расстояние: Sобщ. = 15 + 200 = 215 км.

4) Рассчитаем продольный интервал между ВС в момент пересечения занятого эшелона:

-   находим время набора:  t маневра = ΔН/Vверт.= 500/2,5 = 200 с.
   -   расстояние, на которое сблизятся ВС за 200 с:  S ман. = 200/2 = 100 км.

 

 Из расчетов следует вывод:

 

При минимальном расстоянии между встречными ВС, равном 215 км, обеспечивается безопасный набор с соблюдением всех трех необходимых критериев:

-  продольный интервал между ВС  в момент пересечения занятого эшелона – 100 км;

-  исключается возможность срабатывания TCAS (так как через 2 мин после пересечения встречного занятого эшелона, набирающий борт наберет  300 м, при этом расстояние между бортами – 40 км).

- в момент расхождения ВС будет соблюден необходимый вертикальный интервал (500 м).

 

 Внимание:

Если при пересечении встречного занятого эшелона, между бортами будет расстояние менее 100 км, необходимо срочно увеличить вертикальную скорость набора до 5 м/с (чтобы не были нарушены критерии 2 и 3).

 

В заключении можно сделать важный вывод:



Разрешая экипажу набор с пересечением занятого встречного эшелона, диспетчер в обязательном порядке должен информировать экипажи о взаимном расположении и задавать необходимые  вертикальные скорости.

При наборе с малыми вертикальными скоростями (2,5 м/с – 500 футов в минуту) особое внимание необходимо уделять тому, на каком продольном интервале набирающий борт пересекает встречный занятый эшелон. При интервале менее 100 км – необходимо увеличить вертикальную скорость (до 5 м/с), чтобы не допустить срабатывания TCAS и нарушения вертикального интервала при расхождении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 973.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...