Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Навигационный треугольник скоростей




 

В полете, при наличии ветра воздушное судно совершает два движения: одно – относительно воздушной среды, а второе – вместе с воздушной средой относительно земной поверхности.

Под воздействием воздушной скорости и скорости ветра воздушное судно будет перемещаться по равнодействующей этих скоростей.

 

Направление равнодействующей определяет линию фактического пути, а ее величина – путевую скорость воздушного судна.

Треугольник, составленный векторами воздушной скорости, ветра и путевой скорости, называется навигационным (НТС).

Элементами НТС являются:

- МК - магнитный курс ВС;

- V - воздушная скорость ВС;

- W – путевая скорость;

- МПУ – магнитный путевой угол (может быть заданным – ЗМПУ и фактическим – ФМПУ);

  - УС – угол сноса (угол, заключенный между продольной осью ВС и линией пути). Может быть расчетным и фактическим. Расчетный отсчитывается до ЛЗП, а фактический до ЛФП.                                                                                       

   - УВ – угол ветра – угол, заключенный между линией пути (заданной или фактической) и направлением навигационного ветра.

 - КУВ – курсовой угол ветра – угол, заключенный между продольной осью ВС и направлением навигационного ветра.

- δн – навигационное направление ветра.

- U – скорость ветра – скорость перемещения воздушной массы относи- тельно земной поверхности.

 

Элементы НТС характеризуют направление и скорость движения ВС относительно воздушной среды и земной поверхности.

Они находятся в определенной зависимости между собой:

МК = ЗМПУ – ( ±УС); ФМПУ = МК + (±УС); УС = ФМПУ – МК;

W = V cos УС + U cos УВ; УВ = δ ± 180º - ЗМПУ;

Эквивалентный ветер

 

Понятие эквивалентного ветра (как математический термин) введено ИКАО для упрощения и повышения оперативности расчетов, связанных с учетом влияния ветра на полет ВС.

Эквивалентный ветер (Uэкв.) – условный ветер, который всегда совпадает по направлению с ЛЗП и создает такую же путевую скорость, как и фактический ветер в данном районе. Приближенно эквивалентный ветер можно определить по формуле: Uэкв. ≈ U∙ cos УВ

Эквивалентный ветер можно рассчитать на НЛ-10 по ключу:

 

Учет эквивалентного ветра помогает оперативно решать важные задачи планирования полетов, как например, рассчитывать время прибытия в пункт назначения, требуемый запас топлива и др.

 

Максимальный угол сноса

 

 Максимальным называется угол сноса при углах ветра 90 и 270˚.

SinУСmax = U/V

 Максимальный угол сноса можно рассчитать на НЛ-10 по ключу:

 

 Из формулы следует,  что УС тем больше, чем меньше воздушная скорость ВС и чем больше скорость ветра.

 

Учет ветра при векторении

 

При радиолокационном наведении (векторении) диспетчер имеет возможность определить на индикаторе воздушной обстановке магнитный путевой угол от ВС на любую точку в схеме захода. Диспетчерский персонал этот магнитный путевой угол выдает экипажу как курс следования.

Но это справедливо только при полетах в штиль или при малых скоростях ветра (до 5-7 м/с). При сильном ветре, для более точного наведения ВС, необходимо учитывать угол сноса (УС).

 

 

Угол сноса рассчитывается на НЛ-10 по ключу:

 

Далее рассмотрим методику учета угла сноса при помощи коэффициентов.

Пример: Диспетчер по индикатору определяет, что необходимо направить ВС по линии пути с МПУ = 165˚, V = 420км/час.

Ветер в районе аэродрома по прогнозу (или по докладу экипажей): направление (метеорологическое) 230˚ , скорость ветра 22м/сек.

 

Рассчитать: Угол сноса и магнитный курс следования.

 

1) Находим коэффициент (К) в зависимости от угла ветра (УВ) и по нему рассчитываем боковую составляющую ветра (Uбок.)

 

 УВ° 15-20 20-25 25-30 35-40 40-50 50-60 60-70 70-90
К 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0

 

Для нашего примера: УВ = 230 – 165 = 65˚

Находим Uбок.= U∙ К = 22∙ 0,9 = 20м/сек

 

  2) По скорости ВС и Uбок. находим угол сноса (УС), пользуясь следующими соотношениями:

 

- при V=300км/час УС = Uбок.∙ 0,7;

- при V =360км/час УС = Uбок. ∙ 0,6;

- при V =420 км/час УС = Uбок. ∙ 0,5;

 

3) Рассчитываем УС = Uбок.∙ 0,5 = 20 ∙ 0,5 = 10˚

 

4) Находим МК следования. Так как ветер будет сносить ВС влево – необходимо увеличить МК следования на величину угла сноса:

 

МК = МПУ – (±УС) = 165 – (-10) = 175˚

Вывод: Как видно из примера, учет влияния ветра при радиолокационном наведении, позволит более точно произвести данную процедуру (без лишних изменений курсов ВС).

Контрольные вопросы

1. Что называется скоростью ветра?

2. Из каких векторов состоит навигационный треугольник скоростей?

3. При каких углах ветра угол сноса максимальный, а при каких равен нулю?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 862.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...