Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА3. Наследственность и среда в детерминации индивидуальных различий
1.Роль наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий. Биологическое и социальное наследование. 2.Пренатальная и постнатальная среда. Наследование анатомо-морфо-физиологических, психологических признаков и программ поведения. Анализ среды в работах У. Бронфенбреннера, Теория генотип-средовых отношенийВ.С. Мухиной. 3.Генетически детерминированные линии индивидуального развития. 4.Психогенетические методы изучения природы индивидуальных различий: метод приёмных детей.
Литература. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия « Мастера психологии»). ISBN 5-94723-187-5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Мухина B.C.. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с. Голубева, Э. А.Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал, 1995. Т. 16, N 1, с. 64-74. Urie Bronfenbrenner. (1979). The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. С. 28. Тиллих, Пауль. Мужество быть. — М.: Модерн, 2011. — 240 с.
1[132] . Человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое представляет собой результат исторического развития, и творением Бога. Поэтому, рассматривая вопрос о детерминации индивидуальных различий, принципиально важно принимать во внимание факт взаимодействия биологических, социальных и духовных факторов, а также их комплексное влияние на формирование индивидуальности. Комплекс невозможно рассматривать вне синтеза таких первоначал, как материя и дух. Нобелевский лауреат по химии Вильгельм Фр. Оствальд[133] — автор концепции «энергетизма[134] » в онтологии, ставшейв 30-е годы ХХ века альтернативой материализму и идеализму, считал единственной реальностью энергию, рассматривая материю и дух как формы её проявления.Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью (материя), средой(окружение), личностью (дух)[135] . Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни (В.С. Мерлин, Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева[136] ). Таким образом, междуматериальной предпосылкой и духовной целью (entelexia) бытия[137] проявляетсясоциальная активность человека, в которойнеобходимо найти что-то от наследственности, а что-то – от среды[138] , главное – определить триангуляциюфакторов, содержание и форму этих влияний. Без структурного решения этих компонентов индивидуальность терпит энтропию[139] задатков и зависимость от толпы. В XIX в. появляются одна за другой работы, посвященные анализу психологии толпы. Гюстав Лебон писал о том, что "главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы". Книгу Лебона[140] "Психология масс", вышедшую в 1895 г., находили в библиотеках Николая II, В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера и во многих других библиотеках диктаторов и либералов. Генетика пола, мутационная изменчивость и средастановится проблемой номер один для исследователей человека. Книга первая «Психология народов» содержит мысль автора, по которойоснову цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплени[141] ями в характере и идеалах.Норма латинских народов — подчинение деспотичной (впоследствии демократической) власти; англосаксов — приоритет частной инициативы.[142] Здесь уместно обратить внимание на пресловутый английский "Brexit". Преемственность живого на Земле и столь большое разнообразие форм на нашей планете происходит благодаря таким всеобщим свойствам живых систем, как наследственность и изменчивость.Естественная тенденция эволюции цивилизаций — дифференциация.[143] Панацея демократии — достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная племени (лат. Trieb[144] ) ценностная культура подрывает и уничтожает устоявшиеся веками правила и табу, что делает такое племя безнравственном (ставшие многочисленными случаи с переселенцами из Африки и Востока). В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся.Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Идеи, по К. Марксу, материализуются в движении масс. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг племени — другоеплемя. Единственный друг личности — другая личность. Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных личностей, которые реализуют события, подготовленные веками. Явление наследственного сходства родителей и их потомства у людей, животных и растений привлекало внимание многих натуралистов и врачей, которые пытались предложить для объяснения этого явления различные гипотезы. Первая из таких попыток принадлежит ещё «отцу медицины», Гиппократу (около 460—470 гг. до н. э.), полагавшему, что экстракты из организма собираются в мужских и женских зародышевых элементах, после чего служат причиной, определяющей особенности развития зародыша[146] . Демокрит (около 460—470 гг. до н. э.) также придерживался материалистических воззрений на явление наследственности и считал, что мужской и женский пол равноправны в наследственности, благодаря материальным частицам, передаваемым как отцом, так и матерью[2]. Структуралистскую идею в проблеме наследственности высказывал Аристотель (384—322 гг. до н. э.), считавший, что наследственность, определяющая развитие организма, представляет собой нематериальное начало[147] , которое он назвал энтелехией[148] (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — внутренней силой, потенциально заключающей в себе целесообразность и направленность, как дерево в грецком орехе. По Аристотелю, материю для развития организма в виде пассивного начала даёт мать. Энтелехия в виде Духа (pneuma) активного, нематериального начала, вносится со стороны отца (онтогенетический закон Аристотеля[149] ). Душа мужчины вдохновляет и оформляет телесную материю: anima est entelexia et forma corporis. Отсюда следует[150] отметить, что до XIX века слова «наследственность» и «наследование» использовались практически исключительно в социальной сфере[151] . Например, matrimonium ирatrimonium в Италии. В Англии термин «наследственность» (англ. — heredity[152] ) до конца XIX века относительно редко употреблялся в биологических текстах, хотя Чарльз Дарвин[153] использовал в своих работах слово «наследование» (англ. — inheritance). Во Франции термин «геральдика» (франц. — hérédité naturelle) или естественная наследственность впервые стал широко использоваться с 1830 года[154] . Наследственность[155] или генотип[156] определяется как способность живых организмов передавать от поколения к поколению анатомические, физиологические, биохимические особенности своей организации.Это свойство заложено в генетической информации и реализуется только в определенных условиях среды. Одна и та же наследственная информация в измененных условиях может передаваться по-разному.
Изменчивость[157] или фенотип[158] — способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость отражает взаимосвязь организма с внешней средой. Различаютдве основные формы изменчивости: фенотипическую (ненаследственную) и генотипическую (наследственную). Фенотипическая изменчивость может быть возрастная или онтогенетическая, проявляющаяся в изменении всего комплекса морфофизиологических и биохимических признаков организма на протяжении его индивидуальной жизни, и модификационная, являющаяся результатом взаимодействия среды и процессов развития. Модификационная изменчивость[160] не относится к изменениям генотипа и реакция на действие факторов внешней среды оказывается сходной у всех особей данного вида или популяции. Изменения признаков, вызванные действием факторов внешней среды, не наследуются и проявляются они в пределах нормы реакции.
Пределы, степень изменяемости признака в зависимости от условий среды в мутационной изменчивости называют нормой реакции. Норма реакции определяется генотипом, ценностное реагирование - фенотип. Наследуется не индивидуальный признак как ценность, а способность, точнее задатки (например, интеллект или слух) формировать определенный фенотип в конкретных условиях. Принципы передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам, вытекающие из экспериментов монаха Августинского орденаГрегора Менделя[163] , послужили основой для классической генетики и впоследствии были объяснены как следствие молекулярных механизмов наследственности. Особое значение из открытых Менделем закономерностей имеет «гипотеза чистоты гамет[164] ". Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений[165] . Проявление у гибридов признака только одного из родителей Мендель назвал доминированием.Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) — при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.Этот закон также известен как «закон доминирования признаков[166] ». Его формулировка основывается на понятии чистой линии относительно исследуемого признака — на современном языке это означает гомозиготность особей по этому признаку. Понятие гомозиготности[167] было введено позднее У. Бэтсоном[168] в 1902 году. При скрещивании чистых линий гороха с пурпурными цветками[169] и гороха с белыми цветками Мендель заметил, что взошедшие потомки растений были все с пурпурными цветками, среди них не было ни одного белого. Мендель не раз повторял опыт, использовал другие признаки. Если он скрещивал горох с жёлтыми и зелёными семенами, у всех потомков семена были жёлтыми. Если он скрещивал горох с гладкими и морщинистыми семенами, у потомства были гладкие семена. Потомство от высоких и низких растений было высоким. Итак, гибридыпервого поколения всегда единообразны по данному признаку и приобретают признак одного из родителей. Этот признак — доминантный (введён Менделем ) всегда подавлял другой, рецессивный. Так,продуктивность беспородных животных в условиях улучшенного содержания и ухода повышается (удои молока, нагул мяса), а такой признак, как жирность молока, слабо подвержен изменениям условий среды, а масть животного — еще более устойчивый признак[171] . У человека таким устойчивым признаком служит конституция. [172] Эрнст Кречмер в книге "Строение тела и характер» (1-е изд.1921) описал обследование около 200 больных. На основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела (чётко выраженные — лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый — диспластический). Эти типы телосложения он соотнес с психическими заболеваниями — маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определённая связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным[173] . Уильям Шелдон в 1940-е годы выделил три типа телосложений: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов. Количественная оценка каждого из трёх компонентов системы Шелдона определяется для каждого конкретного индивида так, что «1[174] » представляет абсолютный минимум выраженности данного компонента, а «7[175] » — абсолютный максимум. Для облегчения оценки соматотипов Шелдон в 1954 году издал специальный атлас, по его методике можно было избежать всяческих измерений в случае обладания тремя фотографиями человека в обнаженном виде — спереди, сбоку и сзади — и обладания опытом визуальной оценки. Развитие дифф. психологии привело к выводу о том, что фенотипические признаки не передаются от родителей к потомкам, наследуется лишь норма реакции, т. е. характер реагирования на изменение окружающих условий[176] . Генотипическая изменчивость бывает комбинативной и мутационной. Комбинативная связана с появлением новых соединений генов в генотипе. Возникает она в результате трех процессов: а) независимого расхождения хромосом в мейозе[177] , (греч. μείωσις — уменьшение), редукции клетки — делении ядра эукариотической клетки (Эукарио́ты, или я́дерные, — домен живых организмов, клетки которых содержат ядро. Все организмы, кроме бактерий и одноклеточных, архей, являются ядерным) с уменьшением числа хромосом в два раза; б)рекомбинации генов в процессе перекреста хромосом; в)случайного соединения генов при оплодотворении. Наследственные гены при этом не меняются, но образование их новых соединений приводит к появлению организмов с другим генотипом и фенотипом.
Пауль Тиллих[178] (Paul Johannes Tillich, 1886 - 1965) - немецко-американский теолог, философ-экзистенциалист, был одним из лидеров движения христианского социализма в Германии. После прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Преподавал в Гарварде. Философская система Тиллиха построена на стыке теологии, философии и психологии, в ней он стремился объединить религию и культуру в единой теории, способной дать ответ на экзистенциальные вопросы о смысле жизни, одиночестве, взаимодействии человека и мира и др. В самой известной своей работе «Мужество быть» Тиллих обращается к теме тревоги. Мужество быть[179] это решительность утверждать разумную природу вопреки всему тому в нас, что противостоит самому бытию. Невроз - это способ избежать не-существования, избегая [180] бытие. Ожидание небытия перед лицом смерти придает человеческому существованию экзистенциальный характер. Сартр включает в небытие не только “ничто”, но и бессмысленность. [181] В экзистенциализме не существует пути преодоления этой угрозы. Единственно возможное отношение к угрозе – мужество принять ее на себя!Самоутверждение человека тем сильнее, чем больше небытия он может вместить в себя.
Тревога - это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия. Тревога вины возникает потому, что бытие человека не только дано ему, но и предъявлено как требование[183] . Тревога отсутствия смысла возникает как в силу сомнения, так и тогда, когда прежние убеждения, идеи и ценности утрачивают способность выражать человеческую ситуацию и отвечать на экзистенциальные вопросы человека (например, потому что изменились исторические условия).Человек - это не ответ. Человек - это вопрос. Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.
2[184] . Пренатальная и постнатальная среда. Современное понимание наследственности и среды .
Пренатальный[185] процесс развития организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока информации, тип и объем которого определяется в соответствии с системными характеристиками организма[186] (причина, форма, материя, цель или энтелехия). В процессе постнатального развития осуществляется выход из системы[187] в окружающую среду организма как результата функционирования системы. Таким образом, организмы обеспечивают себе дополнительную энергию, которая позволяет достигать негентропии[188] , а также обеспечивает устойчивость системы по отношению к среде. Автор термина "Негентропия"(negation entropic, отрицание энтропии; греч. ἐντροπία — поворот, превращение)Ури Бронфенбреннер[189] (1917, Москва - 2005, Нью-Йорк) известен разработкой и внедрением программы компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленной на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, автор Теории экологических систем[190] предложена автором для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности[191] » (ecological validity) и работам в области психологической теории поля, инициированных в 1920-е годы исследовательской группой Курта Левина. Другим важным источником, повлиявшим на создание теории, была, по признанию автора этой теории, работа Льва Выготского по развитию ребёнка в его культурном контексте.Согласно теории экологических систем Бронфенбреннера «психологическая экология[192] » человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем как микросистема[193] семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема[194] локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня), экзосистема[195] крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребёнка и макросистема[196] , формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей (иерархическая система экологических подсистем часто изображается в виде четырёх концентрических кругов). Позднее к четырем основным была добавлена пятая подсистема — хроносистема[197] , учитывавшая историческое развитие экологии первых четырёх уровней. Наиболее близки к теории экологических систем Бронфенбреннера теории психологии окружающей среды (Environmental Psychology[198] ), созданной бывшим аспирантом Курта Левина Роджером Бейкером[199] (Roger Baker) и экологическая психология (Ecological Psychology) Джеймса Гибсона[200] (J.J. Gibson). Очевидна также перекличка этих теорий с работой по «экологии сознания» (ecology of mind) Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) и разработками общей теории систем Людвига фон Берталанфи [201] (Ludwig von Bertalanffy). Физические системы[202] отличаются от живых образований тем, что закрыты[203] по отношению к внешней среде, тогда как живые организмы являются открытыми[204] . К числу известныхавторовроссийской дифф. психологииотносится В.С.Мухина с работой «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».Аккультурация[205] - освоение иного культурного пространства, процесс и результат взаимного влияния различных культур, при котором реципиенты одной культуры перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культуры. В процессе аккультурации каждый человек вынужден одновременно решать две проблемы: сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. В современной науке аккультурацию принято рассматривать в двух аспектах: психологическом и социокультурном. Психологический аспект представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках чужой культуры[206] . Социокультурный аспект заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, успешно решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе. Существует четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация и интеграция. 3[208] .Генетически детерминированные линии индивидуального развития:
Ассимиляция[209] - (лат. assimilatio - уподобление) в социологии и этнографии - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.Ассимиляция может носить как добровольный характер - увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер - завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений. В этом случае человек полностью идентифицируется с новой культурой, принимает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от норм и ценностей своей прежней культуры.
Маргинализация[210] - социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение. Для эмигрантов маргинальность характеризуется потерей идентичности с собственной культурой и одновременно отсутствием идентификации с новой. Адаптация[212] к нормам культуры доминирующей группы неизбежно влечет за собой психологический стресс у представителей адаптируемой группы. Как следствие, понимание незначимости собственной культуры, осознание зависимости своего положения, бессилие, одиночество, ощущение враждебности окружающего мира и ответная враждебность, а также статус чужестранца, постоянно оборачивающийся дискриминацией, - такими могут быть аспекты психологического состояния адаптируемой группы. Этот феномен в антропологии, социальной и межкультурной психологии называется стрессом адаптации. Внедряясь в иную культуру, чужестранец испытывает неуверенность и беспокойство. Эта естественная реакция на озабоченность своим статусом и местом в чужом обществе может перерасти в непреодолимый страх, недоверие и, в крайнем случае, как последнее средство самозащиты, может спровоцировать возвращение на родину (репатриацию).
Сепарация[213] - (лат. separatio - отделение) отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке. Замкнувшись в собственном кругу общения, они продолжают говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни. Однако культура этнических групп в инонациональной среде - это уже не культура этноса в чистом виде, это нечто модифицированное, приспособленное к новым условиям и являющееся неким исходным продуктом для образования более или менее устойчивой во времени субкультуры, на принципах которой формируется мировоззрение, адекватное новой необходимости.
Аккультурация[214] - по В.С. Мухиной - освоение иного культурного пространства, процесс и результат взаимного влияния различных культур, при котором реципиенты одной культуры перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культуры.
Аккомодация[215] (фр. accommodation — жильё; англ. accommodatio — размещение, приноровление) — приспособление организма в целом к изменению внешних условий («адаптация») за счёт преломляющей силы психологической системы личности и универсального использования схемы восприятия объектов (Ж. Пиаже). Объём аккомодации описывает пределы возможности изменения преломляющей силы личностной системы для восприятия объектов, отраженных в постоянно дополняющихся и обновляющихся схемах. 4.Генеалогический метод и метод приемных детей [216] направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств Генеалогический (греч. genealogia - родословная) метод - путь изучения характера наследования определенного признака или оценки вероятности ее появления в будущем у членов исследуемой семьи, основанной на выяснении родственных связей (родословной) и прослеживании признака среди всех родственников. Основанием для использования метода стало следующее положение: если верный признак наследственная и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем больше сходство между людьми по этому признаку Поэтому в генеалогическом ном методе обязательно используют информацию о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную (лат nucleus - ядро) семью: пары \"родитель - потомок\"и сиблинги (англ sibling - брат или сестра) - одно из двух или большего количества детей (брат, сестра), которые имеют общих биологических родителей. Когда у детей общий биологический отец или общая биологическая мать, используют термин "полусиблинг[217] ". Только сиблингиимеют в среднем 50% общих генов. С уменьшением степени родства в унаследованных качествах оказывается (предположительно) меньше сходства. Существуют определенные правила составления генеалогических деревьев, символы и обозначения Человека, генеалогию которого прослеживают, называют пробандом[218] (нем. Proband - испытуемый), членов родословной располагают по строкам, которые отвечают поколениям, от ранних к более поздним, детей - внутри одной строки по порядку рождения. Для психодиагностических и психотерапевтических целей иногда используют вариант генеалогического метода - генограмму, в которой наряду с отношениями родства фиксируют отношения психологической близости (тесные - отдаленные), конфликтности, семейные сценарные установки. Генограмму составляют минимум для семьи в пределах трех поколений. Она помогает уточнить психологические контексты жизни человека (при этом можно говорить и о социальной преемственности.
Метод приемных детей[219] - исследования детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям (воспитателям). Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, наоборот, не имеют общих генов, но живут в одинаковых условиях, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Признакизучают попарно (ребенок - биологический отец, ребенок - приемный отец). Степень сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операционной валидности метода, сейчас его признают самым надежным в психогенетике. Однако достоверные сведения о соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков обеспечивает объединение результатов, полученных разными психогенетическими методами. Вслед за признанием психической уникальности каждого человека возникает вопрос о ее природе и факторы, формирующие эту уникальность, то есть об этиологии (греч aitia) - причины возникновения индивидуальных различий.Для экспериментального исследования этого вопроса необходимо заранее выяснить, действие каких факторов и в каких поведенческих параметрах можно искать фактор формирования индивидуальных различий. Выделяют подходы к поискам детерминант психической вариативности в системах координат: "биологическое - социальное", "врожденное - приобретенное", "генотипическое - средовое". Каждый из подходов имеет определенную специфику, однако целесообразно при экспериментальном исследовании прибегать к формуле"генотипическое - средовое", поскольку она содержит две независимые переменные[220] взаимодействия генотипа и среды. 4.Метод близнецов[221] - психогенетический метод изучения влияния генотипических и средовых факторов на детерминацию индивидуальных различий. Метод основывается на постулатах: 1) существует два типа близнецов - монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных сиблингив, 2) постнатальные средовые для членов МЗ-и ДЗ-пар с одинаковыми условиями развития. внутрипарных сходств. Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп). Для определения параметров человеческой психики, в которых научно корректно искать влияние генотипических факторов, следует прибегнуть к принятому в отечественной психологии выделению содержательной и динамической компонент психики человека Содержательная, составляющая (мировоззрение, моральные и этические ценности, сумма знаний и т.д.), зависит от социальных действий и не закодирована в геноме, а динамическая (определяется физиологическими особенностями организма) - обусловлена генотипом. Такой подход соответствует одному из основных положений современной психогенетики, согласно которому генотип может влиять на поведение только через морфофизиологические признаки. Накопленный в генетике поведения животных материал стал основой для исследования генотипа и среды в фенотипической изменчивости различных признаков у человека. Однако трудности методологического и методического характера осложняют такие исследования, а иногда делают их невозможными. Простое перенесение на человеческую популяцию результатов, полученных на животных, невозможно. Социальная природа высших психических функций человека принципиально меняет смысл многих признаков, хотя для их обозначения иногда используют те же сроки, касающиеся животных. Например, "эмоциональность"исследуется в специфических экспериментальных условиях у животного, не является эквивалентом эмоционального статуса человека (помним, как Ч. Дарвин сравнивал этот признак у обезьяны и собственной дочери). Поведение человека в стрессовых ситуациях детерминируется прежде всего социальными, а не биологическими, как у животных, мотивами. Обретение человеком новых знаний не тождественно образованию простых условно-рефлекторных связей у животных. Наличие социальной наследуемости изменяет и способы передачи некоторых психологических признаков от поколения к поколению Для обозначения факта наследственности опыта, знаний используют и другие термины"сигнальная наследственность" и "социальная наследственность[223] ". Даже сторонники генетической обусловленности, например, интеллектуальных потенций человека, вынуждены признавать, что кроме"хороших"генов одаренные люди имеюти "хорошее"воспитание, что делает невозможным, по мнению А. Анастази, четкое разграничение этих факторов в исследованияхгенетических различий. Для диагностирования и измерения определенных признаков у человека применяют совсем другие, чем для животных, экспериментальные процедуры и показатели, характеризующие системы, уровни интеграции и т.д., которых у животных нет. Например, языковая регуляция действия вносит в процесс принципиально новый момент, кардинально меняет способ достижения цели, решения задачи. Итак, даже если удастся доказать, например, генетическую обусловленность моторного научения у человека, она может свидетельствовать о другой по сути функции, по сравнению с двигательной активности животных. Большинство методов, используемых в работе с животными, для исследования человеческой психики непригодны Именно поэтому метод близнецов стал основным в психодиагностике. Близнецы могут быть монозиготными (МЗ) и дизиготных (ДЗ) МЗ, развиваясь из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним спермотазоидом, из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует вместо одной две эмбриональные структуры, которые дают начало двум генетически идентичным организмам. ДЗ с генетической точки зрения являются обычными братьями и сестрами, поскольку они развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами, а значит, имеют в среднем лишь половину общих гененов. Если предположить, что на деятельность членов как МЗ, так и ДЗ близнецовой пары действуют абсолютно одинаковые условия, то можно считать, что сопоставление внутрипарного сходства в МЗ и ДЗ покажет относительную роль генотипа и среды в возникновении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака. Если такой признак формируется преимущественно под внешним воздействием, то внутрипарное сходство МЗ и ДЗ должна быть примерно одинаковым. Если признак контролируют генотипические факторы, то сходство генетически идентичных МЗ должна быть значительно выше, чем у генетически неидентичных ДЗ. Как варианты близнецового метода созданы методы разведенных монозиготных близнецов, близнецовой пары, контрольного близнеца. Суть метода разлученных монозиготных близнецов заключается в исследовании членов МЗ-пар, которые были разлучены в раннем детстве и выросли в разных условиях. Информацию о наибольшем количестве групп собрали X. Ньюмен с коллегами, Д. Шилдс, Н. Жуэль-Нильсон. Исследование этих пар дополняют сопоставлением с внутрипарных сходством МЗ, которые совместно выросли, а также ДЗ сиблингов. Доказано, что разведенные МЗ по ряду признаковпроявляют внутрипарное сходство, хотя и несколько меньшее, чем МЗ, выросшие вместе, но большее, чем ДЗ, выросшие вместе. При этом важно объективно оценить различия условий среды, в которых воспитывали близнецов одной пары. Датский психогенетикН.Жуэль-Нильсон[225] , исследуя 12 пар разведенных МЗ, продемонстрировал все ступени внутрипарных сходства - от высокой в экспрессивных чертах (мимике, голосе, походке и т. п.) к очень низкой в узкоспециализированных условиях (стили межличностного взаимодействия, интересы и т.д.) Это исследование - образец детального психологического анализлиза. Приближенное к указанному методу изучение взрослых близнецов, длительное время живущих порознь, имеющих разные профессии, разный жизненный опыт и т.д., показало: с некоторыми допущениями можно ожидать, что накопление различных воздействий среды уменьшает внутрипарное сходство в тех признаках, которые обусловлены влиянием внешних факторов. Автором метода близнецовой пары, который заключается в изучении специфики психологических отношений близнецов, является французский психолог Рене Заззо[226] (1910-1961). Он доказал, что близнецовая пара часто образует свой "микрокосм", который характеризуется определенными особенностями внутренних взаимоотношений и отношений с внешним миром. Эти особенности заметно сказываются на психологической индивидуальности каждого члена пары.Отставание близнецов одной пары в речевом развитии, вызванное их "замкнутостью друг на друге", фиксируют и другие исследователи.Это помогает глубже выяснить основной постулат близнецового метода - об одинаковости внешних воздействий для МЗ-и ДЗ-пар и для каждого близнеца одной пари.Исследования уточняют, "что большее сходство МЗ-близнецов по сравнению с ДЗ в некоторых случаях может объясняться не их генетической идентичностью, а особыми условиями среды, сложившегося внутри пары. [227]
Метод контрольного близнеца[228] (метод близнеца-свидетеля, взаимоконтроля близнецов, контроля за партнером) предложил американский психолог Арнольд-Луис Гезелл[229] (1880-1961). Для экспериментов отбирали особенно схожие МЗ-пары, а затем в каждой паре одного близнеца подвергали определенным внешним воздействиям (тренировали определенную функцию), а в другой - нет. При этом второй близнец был идеальной"контрольной группой". Этим способом можно выяснить, предоставляет ли дополнительная тренировка устойчивые предпочтения поровну, по сравнению с обычными условиями. Обучая членов пары разными способами, можно получить материал для оптимизации обучения. Например, в 30-е годы XX века в Медико-биологическом институте им. М. Горького исследовали эффективность различных методов развития комбинаторных функций: простого копирования и специальной стимуляции творческой активности методом моделирования. Оказалось, что комбинаторные функций легко поддаются внешним воздействиям, но эффект обучения зависит от метода: метод моделей дал лучшие, устойчивы результаты и заметнее влияние на общее психическое развитие ребенка. Основные варианты близнецового метода, используемых в современной психогенетике, можно дополнить сопоставлением с людьми других степеней родства и не родственниками, а также другими генетическими методами и, прежде всего, генеалогическими. Однако в исследованиях нормальных психических функций сочетание различных методов используют лишь изредка. Факторы пренатального обитания близнецов и их влияние на дальнейшее соматическое и психическое развитие анализировали многие исследователи. Общее внутриутробное развитие, на первый взгляд, приводит к физиологическому сходству, поскольку на обоих плодах должны одинаково сказаться все состояния материнского организма. Однако, в случае МЗ пренатальные влияния могут продуцировать и существенные различия между плодами, что в дальнейшем искажает оценку наследственности. Наличие таких воздействий зависит, в частности, от времени разделения оплодотворенной яйцеклетки на две эмбриональные структуры и, соответственно, от наличия общих или различных для каждого плода оболочек: амниона, хориона и плаценты[230] . Большинство ДЗ развиваются, имея все три оболочки разделенными. МЗ могут иметь "комплект"всех трех оболочек, но внешнее воздействие сказывается на особенностях кровоснабжения каждого из организмов, создавая конкуренцию между ними, что, следовательно, может привести к пренатально обусловленным, но не генетическим различиям между близнецами-монозиготами.Экспериментальные проверки[231] этого положения, основанные на выяснении веса при рождении как показателя физиологического комфорта в эмбриональном периоде, дали противоречивые результаты[232] . Согласно одному исследованию, тяжелее в паре близнец потом лучше развивался и соматически, и психологически; согласно другим - эта закономерность проявляется только из-за большой разницы в весе - до 2-3 кг, а в других исследования никакой зависимости между весом и дальнейшим развитием не обнаружено[233] . Поэтому сделали попытку другим способом оценить время разделения зиготы (Бриланд, 1974). При этом предполагалось, что когда деление произошло поздно, после установления латеральной (лат lateris - сторона) доминантности, т.е. доминировании одного из зародышей во внутриутробном развитии, то близнецы будут зеркальными по ряду маркеров: завитки волос, доминирующая рука т.п. Однако исследование, проведенное на 482 парах близнецов школьного возраста, показало, что существенных различий по внутрипарным сходствам между зеркальными и незеркальными близнецами не обнаружено.
Возможность пренатальных воздействий, уменьшающих сходство МЗ, гипотетически существует, но экспериментальный материал свидетельствует скорее о том, что в норме пренатальная среда на индивидуальные различия близнецов существенно не влияет. Еще один источник возможных ошибок при использовании близнецового метода - недостаточная корректность предположение об одинаковости воздействий среды (пост-натальных) для членов МЗ-и ДЗ-пар.Теоретики считают, что сам факт большего соматической сходства МЗ по сравнению с ДЗ обусловливает возможность возникновения в МЗ в раннем онтогенезе одинакового типа двигательной активности, а впоследствии и предпочтения однотипных игр, тем же самым партнерам по общению. Поскольку игра для дошкольного возраста является ведущей деятельностью, в которой формируется психика ребенка, это может привести к образованию подобных психических особенностей близнецов такой пары. И, наоборот, менее похожие соматически ДЗ-близнецы чаще, чем МЗ, выбирать различные игры, формирующие основу дифференциаций.
Психологические исследования близнецов старшего возраста также показали большее сходство среды у членов МЗ-пар, по сравнению с ДЗ[235] . МЗ преимущественно реже разводятся, больше времени проводят вместе, чаще имеют общих друзей, одинаковые увлечения и т.д. Значимость этого ограничения близнецового метода возрастает с переходом от исследования, например, антропометрических признаков к физиологическим и, далее к психологическим,даёт основания сомневаться в предположении об одинаковости воздействий среды на моно-и дизиготы в тех случаях, когда исследуют личностные черты, поскольку интер-персональнае взаимодействие является одним из факторов их формирования, в этом смысле каждый близнец - часть среды другого. Очевидно, для развития высших психических функций и личностных черт необходим специальный анализ "близнецовой среды"с точки зрения тех его переменных, которые могут быть актуальными для формирования исследуемого признака и внутрипарных сходств. РЕЗЮМЕ: Жизненный процесс организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока информации, тип и объем которого определяется в соответствии с системными характеристиками организма. Так же осуществляется выход из системы в окружающую среду материи, как результата функционирования системы. Таким образом организмы обеспечивают себе дополнительную энергию, которая позволяет достигать негентропии[236] (У. Бронфенбреннер), а также обеспечивает устойчивость системы по отношению к среде. В пре-и постнатальных средовых условиях развития близнецов выделяют факторы, которые делают среду МЗ внутрипарных более похожим, чем у ДЗ, повышая сходство МЗ за счет негенетических воздействий, а следовательно, приводят к ошибочному завышению оценок наследуемости. Однако есть и другая группа факторов, которые действуют в противоположном направлении, что приводит к ошибочному их занижению.Ограничение[237] близнецового метода надо иметь в виду при интерпретации[238] полученного с его помощью фактического материала
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 836. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |