Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система работы по раз-ю речи (РР) в ДОУ.




Формы и стили общения, их влияние на речевое развитие.

Обшение - взаимод.2-х или боле людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отнош-й и достижения общего результата. Леонтьев: Общение - многогранный феномен жизнедеят-ти чел., выступающий как процесс взаимодействия, информац-ый, средство и усилие передачи опыта, взаимопонимание людей.

Общ-е - это д-ть предполаг-ая взаимод-е людей состоящая в обмене инф-ции мыслями, чувст-ми для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений для достижения общего резуль-та.

Обмен информ-ей–это центральное содержание общ-ия. Цель общ-я: налаживание отношений, поэтому каждый участник общ-я выступает как S, на ответ кот. рассчитано воздействие партнера. В отеч-ой псих-ии общ-ие рассм-ся как самост-ая д-ть и как часть любой совместной д-ти людей. Z овладению д-ти общ-я детьми определила М.И. Лисина. Она определила понятие форма общ-я –это д-ть общ-я на определенном этапе ее разв-я, взятое во всей совокупности ее свойств и определяющ. по след. параметрам:

· время возникновения в онтогенезе

· место в общей системе жизнед-ти

· содержание потребности

· ведущий мотив

· основные ср-ва общения.

В общ-ии реб. со взр-ым Лисина выделила последов. появл. 4 формы общ-я:

· ситуативно-личностное (эмоц-но практич-ое), комплекс оживления

· ситуативно-деловое (ран. возр.) сотрудн-во со взрослым, бытовой словарь активно накапливается, накопл-е словаря из сущ.

· внеситуативно-позноват-е (кон. 4 нач. 5 года, возр-т почемучки) у реб. возник. новые задачи общ-я, рассвет диалога – реб. задает вопрос, очень важен для зорожд-я монолога, обеспеч. разв-е познав-ой д-ти, потребность в уважении взрослого, формир-ся прилаг, глагол, сохран. сред. и ст. д. в.

·  внеситуативно-личностное – познание правил и норм м/у людьми, рассвет монологической речи, словарь наполняется наречиями.

Лисина опред, особенности общен-я со сверстниками качественно отл. от общ-я со взрослыми:

· эмоц-но-практич-е общ-е (ран. возр. до 4х лет) всегда присутствует взрослый, реб. предпоч-ет общ-ся со взрослым, «возр. совместных шалостей» (подраж-е действий, эмоций), соучастие (дети рядом, но не вместе), мотив: личн-но деловые (реб. получает эмоц-ую разрядку). ср-ва: экспрессивно-мимические, в конце периода: общение (игра, предмет игры один, а детей много)

· ситуативно-деловое (5 г жизни и большая часть ст.д.в.) сверстник предпочтительней любого взрослого, зарож. сюж.-рол. игра, фрмир-ся первые соц. группы, начинает формир-ся самооценка, мотивы: начало ст.д.в. соперничество, потребность уважения сверстников.

· внеситуативно-деловое (конец дошк.возр.) совместная д-ть детей, появляется объяснительная речь, конец ст.д.в. рассвет монолога, сверстник источник познания, учиться отстаивать свою точку зрения, переход от эгоцентризма (одно мнение) к децентризму (со всех точек зрения).

 

Система работы по раз-ю речи (РР) в ДОУ.

Цель pa6oты по РР: формирование устной Р и навыков речевого обшения с окружающими на основе овладения литерат. языком своего народа. В отеч. методике целью раз-я речи считалось раз-е дара слова, т.е. умение точно выразить богатое содержание Р(Ушинский и Тихеева писали о формировании культуры Р). В МРР цель реч. разв. дошк-ка- это формиров. прав. произношения, но и хор. устной Р с учетом возр. особ. и возможностей. Для определения задач необходим анализ Р детей. Осн. единицы языка – звук, слово, словосочет-е и предлож-е. текст. Формы реч-го общ-я: диалогическая, монологическая

Компоненты работы: (цель, задачи, сод-е, методы, ср-ва,формы,технологии)

Цельр.р. детей – обеспечить своевременное и полноценное р.р. каждого реб-ка, как ср-во общ-я и как ср-во познания. Задачир.р. – определены в примерных обр.пр-мах в ОО «Речевое развитие»,это разв-е общ-я дошк-в со взр-ми и св-ками; разв-е всех компонентов уст.речи;овлад-е литер-ми нормами языка. В ФГОС ДО задачи р.р. определены в 2-х направл-ях: соц-коммуника-ное и речевое.

Задачи р.р.д.: - выявл-е осн. зак-тей орг-ции пр-са овлад-я реч.деят-ю д.д.в. (осн.зак-ти определила Е.И. Тихеева), - Речь разв-я в тесной связи с сенсорным разв-ем реб,- Речь – это деят-ть, к-ая форм-ся только в практ. деят-ти и связана с разл-ми ее видами (игр, труд, позн-ислед.) Речь форм-ся в пр-се общ-я, -Опред-е факторов возд-е кот-ых затормаживает пр-с реч-го разв-я детей, - Опред-е усл-й, сод-я, методов, ср-в, форм, реч-го разв-я детей.

Сод-е работы по р.р. представлены след. разделами: - восп-е ЗКР -работа по форм-ю прав. произнш-я; по форм-ю интнц-ой вырз-ти речи; по разв-ю ум-й фонемного а-за и синтеза, как основы добукв-го периода обуч-я чтению. - лексич-е разв-е дошк-в: работа по форм-ю у дошк-в системы понятий, обобщ-й, форм-е семант-х полей. сод-е работы напр-но на разв-е словаря в колв-ном (наличие частей речи) и кач-ном (значение и смысл слова) отношении в соотв-и с возр-ми нормами. – форм-е ГСР, строится по 3 направл-м: морфология(наука об изм-и слов по грамм.категориям –род,число,падеж), синтаксис (наука о построении предложений – простое, сложное), словообраз-ие (накуа об образ-нии слов на базе других – суффик-ный, приставочно-суф, бессуф, сложение слов или основ) – связная речь (форм-е диалог и монолог. речи) в пр-се овладения монол. речью дети овладевают след. типами связ.высказ-й: описание, повеств-е, рассужд-е, контаминация. Технология- алгоритмизированная процедура гаран-щая достиж-е поставл-ой цели. Т. имеет опред.стр-ру и состоит из 3х комп-тов: 1)концептуальный (научное обосн-е прим-я Т., цель и задачи)2) Сод-е(опред-ся осн-е сод-е в рамках данной Т.) 3) Т. или опреационалбный(описывает послед-ть действий для релз-ции поставл-ой цели). В рамках Т. м. меняться только сод-е. Т. всегда д.б. апробированы, авторские. Н-р: Т. форм-я словаря в пр-се ознак-я детей с пр-тами созд-ми руками чел-ка (В.И. Логинова); Т. форм-я обобщений (на основе исслед-я Логиновой В.И., М.Кольцовой) Методические принципы: - общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. 1) принц. взаимосвязи сенсорного, умств. и речев. раз-я дет., в основе лежат психолингвистические и физиологические механизмы (Р опирается на сенсор. представления, составляющие основу мыш-я и раз-ся в единстве с мыш-ем) 2) принц. раз-я языкового чутья - это неосознанное владение закономерностями языка.3) принц. взаимосвязи работы над различ. сторонами Р,РР как целостного образ-я 4) принц. обеспечения акт-ой реч-ой практики. Средства РР: общение взрослых и дет., культурная языковая среда, Р восп-я, обучение родной Р и языку на зан-ях, худ. лит-ра, различные виды иск-ва. 5. Коммуникативно деятельностного подхода к РР. Принц. основан на понимании Р как деят-ти. 6. Принц. обогащения мотивации реч. деят - ти Обучение-основное ср-во р.р. Виды занятий: по содер-ю (по обуч-ю расск-ю, по разв-ю диалог.речи, звуковые,словарные,комплексные,интегрир-е); по дид. целям (по форм-ю реч.умений, по закреп-ю умений, итоговые, промежуточные), по кол-ву участников (фронтальные,подгр-е, индивид-е) Методыр.р. –набл-я, рассм-е пр-тов окр.мира,картин,беседы,разговоры,р-зы пед-га,чтение лит-ры,просмотры спектаклей,реч.упр-я, дид.игры,сюж-рол.игры. Приемы:Речевой обр-ц (Прав-ная, заранее продуманная реч. деят-ть пед-га, предназначенная для подраж-я детьми); Повторное проговар-е (Преднамер-е многократное повтор-е одного и того же эл-та речи (слова, звука, фразы) с целью его запоминания); Объясн-е(Раскрытие сути некот-х явл-й или сп-бов действия); Указ-е(Разъясн-е сп-ба дейст-я для достиж-я опред-го рез-та);Оценка(Мотивированное суждение о реч-й деят-ти реб-а, характер-ее ее кач-во и направленное на ее корр-цию);Вопрос(Словесное обращ-е пед-га к реб-ку, треб-щее ответа).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...