Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 27. Психология воспитания (семинарские занятия – 2 часа, практическая работа – 2 часа)




Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности. Воспитание и основные формы деятельности (игровая, учебная, трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная, общение как деятельность и др.). Роль мотивов и потребностей в формировании личности. Развитие межличностного взаимодействия с другими людьми. Организация ведущих типов деятельности на разных возрастных этапах как средство целенаправленного влияния на формирование личности.

Воспитание как процесс управления развитием и формированием нравственной сферы личности. Влияние общественных, межличностных отношений и наследственных факторов на формирование личности. Эффективность воспитательных воздействий.

Пути и формы учета психологических особенностей ведущих типов деятельности и соответствующих психологических новообразований при построении учебно-воспитательной работы.

Психологическая структура и содержание общественно-полезного труда, его функции в формировании личности на разных возрастных этапах ее развития. Формирование психологической готовности к труду.

 Коллектив, его психологические особенности и воспитательные возможности. Психолого-педагогические основы построения взаимоотношений детей и взрослых.

Психологические основы комплексного подхода к воспитанию личности и формирования приемов нравственного, эстетического, физического и умственного воспитания. Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий. Учет в процессе воспитания возрастных и индивидуально-психологических различий детей. Критерии воспитанности.

Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и проблемы психологии воспитания.

2. Психологические аспекты воспитания.

3. Проблема взаимосвязи процессов воспитания и обучения.

4. Психологические проблемы воспитательного процесса в условиях современной школы.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Какие науки исследуют вопросы воспитания и обучения детей.

2. Какие основные психологические аспекты и стороны воспитания Вы знаете?

3. Смысловые барьеры в процессе воспитания.

4. Каковы особенности воспитательных воздействий в различные возрастные периоды?

5. Какие психологические методы воспитания используются в процессе воспитания школьника?

6. Каковы роль и значение самоактуализации в становлении личности.

Практическая часть:

Ознакомление студентов с основами психолого-педагогического эксперимента, порядком его организации и проведения.

Направленность личности (ориентировочная анкета В. Смекал и М. Кучера)

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 1).

Ознакомление с методикой исследования субъективного контроля (УСК).

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Самовоспитание в подростковом и юношеском возрасте.

2. Воспитательные возможности современной семьи.

3. Гендерные аспекты воспитания.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Ерчак, Н.Т. Изучение личности учащегося с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении / Н.Т. Ерчак, М.И.Чеховских, Н.И. Курьянко Н.И., Л.Г. Шнаревич Л.Г. –  Минск : МГЛУ, 2003. – 56 с.

5. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

6. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

7. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

Тема 28. Психология педагогической деятельности учителя (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

Психологическая характеристика педагогической деятельности. Рефлексивный характер педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Цели и мотивы педагогической деятельности.. Функции педагогической деятельности. Психологические особенности педагогического общения. Психологические барьеры в педагогическом общении. Педагогическая социальная перцепция. Педагогическая эмпатия и рефлексия. Перцептивно-рефлексивная регуляция педагогической деятельности и общения. Конфликты в педагогическом взаимодействии и пути их разрешения.

Индивидуально-психологические характеристики и структура личности учителя. Стили педагогической деятельности. Содержание и структура профессионально-личностных свойств и способностей учителя, их структура, методы выявления и условия формирования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Структура педагогической деятельности.

2. Мотивы педагогической деятельности.

3. Индивидуальные особенности мотивации учителя.

4. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

5. Педагогические способности.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Каково значение индивидуального стиля деятельности в педагогической практике?

2. Какие способности необходимы для успешной педагогической деятельности?

3. Отличия в педагогическом общении учителя с учащимися различных возрастных групп.

4. Каково влияние личностных особенностей учителя на его педагогическую деятельность?

5. Какие стили и методы руководства коллективами Вы знаете?

Практическая часть:

Ознакомление с основами диагностики профессионально-личностных свойств и способностей учителя:

1.Оценка способности педагога к эмпатии.

2.Методика изучения психологических барьеров в педагогической деятельности.

3.Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Темы для самостоятельной работы:

1. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

2. Педагогический такт как свидетельство профессионального становления.

3. Проблемы педагогического общения.

4. Психологический портрет идеального педагога.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Прогресс, 1968. – 356 с.

2. Божович, Л.И. Развитие личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – Москва : Прогресс, 1967. – 355 с.

     3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

      4. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

      5. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

   6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

   8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

  9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

11. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...