Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 27. Психология воспитания (семинарские занятия – 2 часа, практическая работа – 2 часа)⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности. Воспитание и основные формы деятельности (игровая, учебная, трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная, общение как деятельность и др.). Роль мотивов и потребностей в формировании личности. Развитие межличностного взаимодействия с другими людьми. Организация ведущих типов деятельности на разных возрастных этапах как средство целенаправленного влияния на формирование личности. Воспитание как процесс управления развитием и формированием нравственной сферы личности. Влияние общественных, межличностных отношений и наследственных факторов на формирование личности. Эффективность воспитательных воздействий. Пути и формы учета психологических особенностей ведущих типов деятельности и соответствующих психологических новообразований при построении учебно-воспитательной работы. Психологическая структура и содержание общественно-полезного труда, его функции в формировании личности на разных возрастных этапах ее развития. Формирование психологической готовности к труду. Коллектив, его психологические особенности и воспитательные возможности. Психолого-педагогические основы построения взаимоотношений детей и взрослых. Психологические основы комплексного подхода к воспитанию личности и формирования приемов нравственного, эстетического, физического и умственного воспитания. Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий. Учет в процессе воспитания возрастных и индивидуально-психологических различий детей. Критерии воспитанности. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии.
Вопросы для обсуждения: 1. Предмет и проблемы психологии воспитания. 2. Психологические аспекты воспитания. 3. Проблема взаимосвязи процессов воспитания и обучения. 4. Психологические проблемы воспитательного процесса в условиях современной школы.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какие науки исследуют вопросы воспитания и обучения детей. 2. Какие основные психологические аспекты и стороны воспитания Вы знаете? 3. Смысловые барьеры в процессе воспитания. 4. Каковы особенности воспитательных воздействий в различные возрастные периоды? 5. Какие психологические методы воспитания используются в процессе воспитания школьника? 6. Каковы роль и значение самоактуализации в становлении личности. Практическая часть: Ознакомление студентов с основами психолого-педагогического эксперимента, порядком его организации и проведения. Направленность личности (ориентировочная анкета В. Смекал и М. Кучера) Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 1). Ознакомление с методикой исследования субъективного контроля (УСК).
Темы для самостоятельной работы: 1. Самовоспитание в подростковом и юношеском возрасте. 2. Воспитательные возможности современной семьи. 3. Гендерные аспекты воспитания.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Ерчак, Н.Т. Изучение личности учащегося с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении / Н.Т. Ерчак, М.И.Чеховских, Н.И. Курьянко Н.И., Л.Г. Шнаревич Л.Г. – Минск : МГЛУ, 2003. – 56 с. 5. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 6. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 7. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. Тема 28. Психология педагогической деятельности учителя (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Психологическая характеристика педагогической деятельности. Рефлексивный характер педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Цели и мотивы педагогической деятельности.. Функции педагогической деятельности. Психологические особенности педагогического общения. Психологические барьеры в педагогическом общении. Педагогическая социальная перцепция. Педагогическая эмпатия и рефлексия. Перцептивно-рефлексивная регуляция педагогической деятельности и общения. Конфликты в педагогическом взаимодействии и пути их разрешения. Индивидуально-психологические характеристики и структура личности учителя. Стили педагогической деятельности. Содержание и структура профессионально-личностных свойств и способностей учителя, их структура, методы выявления и условия формирования.
Вопросы для обсуждения: 1. Структура педагогической деятельности. 2. Мотивы педагогической деятельности. 3. Индивидуальные особенности мотивации учителя. 4. Индивидуальный стиль деятельности педагога. 5. Педагогические способности.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Каково значение индивидуального стиля деятельности в педагогической практике? 2. Какие способности необходимы для успешной педагогической деятельности? 3. Отличия в педагогическом общении учителя с учащимися различных возрастных групп. 4. Каково влияние личностных особенностей учителя на его педагогическую деятельность? 5. Какие стили и методы руководства коллективами Вы знаете? Практическая часть: Ознакомление с основами диагностики профессионально-личностных свойств и способностей учителя: 1.Оценка способности педагога к эмпатии. 2.Методика изучения психологических барьеров в педагогической деятельности. 3.Оценка психологического климата в педагогическом коллективе Темы для самостоятельной работы: 1. Индивидуальный стиль деятельности учителя. 2. Педагогический такт как свидетельство профессионального становления. 3. Проблемы педагогического общения. 4. Психологический портрет идеального педагога. Литература: 1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Прогресс, 1968. – 356 с. 2. Божович, Л.И. Развитие личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – Москва : Прогресс, 1967. – 355 с. 3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 4. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 5. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 11. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |