Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 21. Психическое развитие и обучение (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Ведущая роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Движущие силы психического развития. Развитие как процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Показатели психического развития. Факторы развития и их взаимодействия. Наследственность. Среда. Воспитание. Активность личности. Теории развития. Возрастная периодизация развития. Акселерация.
Вопросы для обсуждения: 1. Движущие силы психического развития. 2. Основные показатели психического развития. 3. Факторы психического развития и их взаимодействие. 4. Сензитивные периоды в развитии ребенка. 5. Возрастные кризисы и их характеристика. 6. Возрастная периодизация и понятие ведущей деятельности . 7. Возрастные особенности человека как предмет психологии развития. 8. Проблема стихийного и организованного социального влияния на развитие.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Сущность психоаналитической теории детского развития. 2. Основные положения теории личности по Э.Эриксону. 3. Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта. 4. Сущность теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского. Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками: 1. Исследование личностных особенностей школьника. 2. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника. 3. Диагностика уровня интеллекта. Темы для самостоятельной работы: 1. Основные этапы развития психики у животных. 2. Элементарные и высшие психические функции у человека. 3. Сравнительный анализ материалистического и идеалистического подходов к сущности происхождению и развитию психики. 4. Основные положения учения Л.С.Выготского о зонах ближайшего развития. 5. Соотношение обучения и развития в различных психологических школах.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |