Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 22. Психологические особенности детей  раннего и дошкольного возраста (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)




Важнейшие особенности физического и психического развития в младенческом и раннем возрасте. Безусловные рефлексы и первые условные рефлексы ребенка. Формирование потребностей в раннем возрасте. Появление ранних форм эмоционального общения младенца со взрослыми. Особенности общения, умственного развития, видов деятельности и личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Развитие перцептивной и двигательной активности. Формирование мышления. Речь и ее развитие в преддошкольном возрасте. Складывающееся единство речи и мышления как основа связи обучения и развития психики ребенка. Начальный этап формирования личности. Ребенок и взрослый в системе социализации. Проблема "кризиса" трех лет в развитии ребенка.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Физическое развитие дошкольника. Развитие моторики. Сенсорное развитие дошкольника. Особенности интеллектуальных процессов дошкольника. Ведущая роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Элементы труда и учения. Их место и роль в развитии личности дошкольника. Формирование навыков и умений .Возникновение привычек. Формирование эмоциональной и волевой  и мотивационной сферы дошкольника в процессе деятельности и общения. Доминирующие мотивы поведения  и деятельности. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные особенности развития дошкольников.

Проблемы подготовки и психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие детей в раннем и дошкольном возрасте.

2. Процесс и основные этапы развития восприятия у детей дошкольного возраста.

3. Совершенствование внимания у детей.

4. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

5. Влияние мышления на развитие памяти.

6. Основные направления совершенствования воображения у дошкольников.

7. Развитие речи в дошкольном возрасте.

8. Воображение, мышление и речь дошкольника.

9. Игра как ведущая деятельность дошкольника.

10. Умственное развитие младшего школьника.

11. Критерии психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. В чем заключается особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей.

2. Какое значение имеет развитие речи у детей раннего возраста как главного новообразования раннего возраста?

3. Какую роль играет в развитии ребенка раннего возраста появление предметной и игровой деятельности?

4. Как развиваются восприятие, внимание и память дошкольника?

5. Каковы особенности ролевой игры в дошкольном возрасте?

6. Существуют ли особенности в развитии воображения, мышления и речи в дошкольном возрасте и какие?

7. Что включает в себя понятие психологической готовности ребенка к обучению в школе?

 

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками психологического исследования  детей раннего и дошкольного возрастов.

Проведение методик изучения познавательных ребенка дошкольного возраста: 1. Исследование памяти.

2. Исследование мышления.

3. Диагностика эмоционально-аффективной сферы.

4. Ознакомление с методикой определения психологической готовности детей к школьному обучению.

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Личностные новообразования раннего возраста.

2. Личностные новообразования дошкольного возраста.

3. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.

4. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте.

5. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

2. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

3. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

4. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

5. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

6. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

7. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

9. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

11. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...