Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 22. Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Важнейшие особенности физического и психического развития в младенческом и раннем возрасте. Безусловные рефлексы и первые условные рефлексы ребенка. Формирование потребностей в раннем возрасте. Появление ранних форм эмоционального общения младенца со взрослыми. Особенности общения, умственного развития, видов деятельности и личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Развитие перцептивной и двигательной активности. Формирование мышления. Речь и ее развитие в преддошкольном возрасте. Складывающееся единство речи и мышления как основа связи обучения и развития психики ребенка. Начальный этап формирования личности. Ребенок и взрослый в системе социализации. Проблема "кризиса" трех лет в развитии ребенка. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Физическое развитие дошкольника. Развитие моторики. Сенсорное развитие дошкольника. Особенности интеллектуальных процессов дошкольника. Ведущая роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Элементы труда и учения. Их место и роль в развитии личности дошкольника. Формирование навыков и умений .Возникновение привычек. Формирование эмоциональной и волевой и мотивационной сферы дошкольника в процессе деятельности и общения. Доминирующие мотивы поведения и деятельности. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные особенности развития дошкольников. Проблемы подготовки и психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Вопросы для обсуждения: 1. Развитие детей в раннем и дошкольном возрасте. 2. Процесс и основные этапы развития восприятия у детей дошкольного возраста. 3. Совершенствование внимания у детей. 4. Развитие памяти в дошкольном возрасте. 5. Влияние мышления на развитие памяти. 6. Основные направления совершенствования воображения у дошкольников. 7. Развитие речи в дошкольном возрасте. 8. Воображение, мышление и речь дошкольника. 9. Игра как ведущая деятельность дошкольника. 10. Умственное развитие младшего школьника. 11. Критерии психологической готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. В чем заключается особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. 2. Какое значение имеет развитие речи у детей раннего возраста как главного новообразования раннего возраста? 3. Какую роль играет в развитии ребенка раннего возраста появление предметной и игровой деятельности? 4. Как развиваются восприятие, внимание и память дошкольника? 5. Каковы особенности ролевой игры в дошкольном возрасте? 6. Существуют ли особенности в развитии воображения, мышления и речи в дошкольном возрасте и какие? 7. Что включает в себя понятие психологической готовности ребенка к обучению в школе?
Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками психологического исследования детей раннего и дошкольного возрастов. Проведение методик изучения познавательных ребенка дошкольного возраста: 1. Исследование памяти. 2. Исследование мышления. 3. Диагностика эмоционально-аффективной сферы. 4. Ознакомление с методикой определения психологической готовности детей к школьному обучению.
Темы для самостоятельной работы: 1. Личностные новообразования раннего возраста. 2. Личностные новообразования дошкольного возраста. 3. Средства совершенствования речи в раннем возрасте. 4. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте. 5. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.
Литература: 1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 2. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 3. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 4. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 5. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 6. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 7. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 9. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 11. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |