Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 17. Речь (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Общее понятие о языке и речи. Речь и процессы сознания. Виды речи. Основные функции речи. Механизмы речи. Особенности взаимосвязи речи и мышления на родном и иностранном языках. Понятие о значении и смысле. Характеристика речи на родном и иностранном языках. Вспомогательные средства устной речи. Владение иностранным языком и темп говорения на родном и иностранном языках. Проблемы внутренней речи. Ситуативная и контекстная речи на родном и иностранном языках. Психологическая характеристика речевых процессов: говорение, аудирование, чтение, письмо. Вопросы для обсуждения: 1. Речь как средство общения и обобщения. 2. Отношение между языком и речью. Роль языка в развитии сознания. 3. Общая характеристика внешней речи. Ситуативная и контекстная речь. Речь диалогическая и монологическая. 4. Психологическая характеристика речевых процессов: аудирование, говорение , письмо, чтение. 5. Внутренняя речь, ее связь с внешней речью. 6. Функции речи. 7. Вспомогательные средства устной речи. 8. Владение иностранным языком. Темп говорения на родном и иностранном языках.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля 1. Каково значение речи, в жизни и деятельности человека 2. Какие виды речи Вы знаете и используете в своей жизни? 3. Каково отличие речи от языка? 4. Какие функции речи вы знаете? 5. Какие доказательства существования внутренней речи вы можете привести? Существует ли связь между мышлением и речью? Практическая часть: Диагностика темпоральных характеристик чтения на родном и иностранном языках. Демонстрация экспериментального материала по восприятию и пониманию речи. Решение психологических задач по теме «Речь». Темы для самостоятельной работы: 1. Теория развития языка и речи. 2. Отличие речи человека как средства общения от речи животных. 4. Темпоральные особенности речи на родном и иностранном языках.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 11. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. Тема 18. Эмоции и чувства (семинарские занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Понятие о чувствах и эмоциях. Роль чувств в практической и познавательной деятельности, общении человека. Чувства и потребности личности. Сигнальная и регулятивная функции чувств. Теории эмоций. Содержание чувств и их внешнее выражение. Основные качества чувств. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Качественные различия эмоций животных и человека. Историческая обусловленность человеческих чувств. Формы переживания чувств. Чувственный тон. Эмоциональные состояния и их экспрессивная сторона. Аффект и стадии его протекания. Патологический аффект. Стрессовые состояния. Фрустрации. Страсти. Настроения и условия, их вызывающие. Эмоциональные черты личности. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические). Эмоциональные особенности и свойства личности. Проблема управления эмоциями чувствами. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об эмоциях и чувствах. 2. Особенности и функции эмоций. 3. Виды эмоциональных состояний. 4. Физиологическая основа эмоций. 5. Связь эмоций с потребностями человека. 6. Эмоции и человеческая индивидуальность. 7. Классификация эмоций и чувств. 8. Теории эмоций. 9. Формы переживания чувств. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какова роль эмоций в жизни человека? 2. Как связаны эмоции и потребности человека? 3. Существует ли индивидуальное своеобразие эмоций и чувств? 4. Опишите роль эмоций в регулировании взаимоотношений между людьми.
Практическая часть: Проведение тестов: Опросник РЕН. Методика диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко. Решение психологических задач по теме «Эмоции и чувства».
Темы для самостоятельной работы: 1. Функции и виды эмоций. 2. Эмоциональные особенности личности. 3. Любовь и дружба как нравственные чувства. 4. Эмоции и художественное творчество. 5. Эмоции и здоровье человека.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |