Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 13. Восприятие (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущений и восприятий, их качественные отличия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, контактность, осмысленность и апперцепция. Адекватность восприятия внешнему воздействию. Направленность личности и восприятие. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия. Физиологические основы восприятия. Восприятие как рефлекторный процесс. Классификация восприятий. Типы восприятий. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие и система перцептивных действий. Зрительный поиск. Восприятие пространства. Восприятие формы предметов. Восприятие величины, глубины и удаленности предметов. Восприятие направления. Иллюзии восприятия.. Восприятие времени, восприятие движения. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как черты личности.
Вопросы для обсуждения: 1. Общее понятие о восприятии. Перцепция и апперцепция. 2. Анатомо-физиологические основы восприятия. 3. Свойства восприятия. 4. Восприятие и система перцептивных действий. 5. Классификация восприятий. 6. Иллюзии восприятия. 7. Типы восприятия.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. В чем заключается сходство и отличие восприятий и ощущений? 2. Какие основные свойства образа восприятия? 3. Какие иллюзии зрительного восприятия Вам известны? 4. Какая связь между восприятием, научением и мышлением? Практическая часть: Ознакомление студентов с методикой исследования: Проективная методика «Дом – дерево – человек», «Автопортрет». Решение психологических задач по теме «Восприятие». Темы для самостоятельной работы: 1. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 2. Влияние мышления на восприятие. 3. Иллюзии восприятия.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. Тема 14. Память (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Понятие о памяти. Общественно-историческая природа памяти человека. Память и деятельность личности. Физиологические основы памяти. Теории памяти. Физические, химические и биохимические теории механизмов памяти. Представления памяти. Виды памяти. Двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Процессы памяти. Запоминание и действие. Кратковременное и долговременное запоминание. Оперативное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминания. Забывание. Типы памяти. Темпы забывания. Сохранение. Индивидуальные различия в процессах памяти. Вопросы для обсуждения: 1. Значение памяти в жизни и деятельности человека. 2. Теории памяти. 3. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, их краткая характеристика. 4. Виды и типы памяти, их особенности. 5. Индивидуальные различия памяти у людей. 6. Формирование и развитие памяти. 7. Факторы, влияющие на развитие памяти.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Каково значение памяти в жизни и деятельности человека: в обучении, воспитании, общении с людьми? 2. Существуют ли индивидуальные различия у людей? 3. Какой вид памяти, по Вашему мнению, доминирует у Вас? 4. Какие науки занимаются изучением памяти? 5. Какие изменения происходят с памятью человека в процессе его развития. 6. Какие приемы для улучшения памяти вам известны? 7. Нарушения памяти при различных заболеваниях и травмах.
Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками исследования: 1. Опыты по изучению различных видов памяти. 2. Опыты по овладению рациональными приемами заучивания. Решение психологических задач по теме «Память».
Темы для самостоятельной работы: 1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека. 3. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. История советской психологии / А.В. Петровский. – Москва : Прогресс, 1967. – 127 с. 9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 11. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 13. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с. 14. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 15. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |