Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 13. Восприятие (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)




Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущений и восприятий, их качественные отличия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, контактность, осмысленность и апперцепция. Адекватность восприятия внешнему воздействию. Направленность личности и восприятие. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия. Физиологические основы восприятия. Восприятие как рефлекторный процесс. Классификация восприятий. Типы восприятий. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие и система перцептивных действий. Зрительный поиск. Восприятие пространства. Восприятие формы предметов. Восприятие величины, глубины и удаленности предметов. Восприятие направления. Иллюзии восприятия.. Восприятие времени, восприятие движения. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как черты личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о восприятии. Перцепция и апперцепция.

2. Анатомо-физиологические основы восприятия.

3. Свойства восприятия.

4. Восприятие и система перцептивных действий.

5. Классификация восприятий.

6. Иллюзии восприятия.

7. Типы восприятия.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. В чем заключается сходство и отличие восприятий и ощущений?

2. Какие основные свойства образа восприятия?

3. Какие иллюзии зрительного восприятия Вам известны?

4. Какая связь между восприятием, научением и мышлением?

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методикой исследования:

Проективная методика «Дом – дерево – человек», «Автопортрет».

Решение психологических задач по теме «Восприятие».

Темы для самостоятельной работы:

1. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

2. Влияние мышления на восприятие.

3. Иллюзии восприятия.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

Тема 14. Память (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

Понятие о памяти. Общественно-историческая природа памяти человека. Память и деятельность личности. Физиологические основы памяти. Теории памяти. Физические, химические и биохимические теории механизмов памяти. Представления памяти. Виды памяти. Двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Процессы памяти. Запоминание и действие. Кратковременное и долговременное запоминание. Оперативное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации.

Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминания. Забывание. Типы памяти. Темпы забывания. Сохранение. Индивидуальные различия в процессах памяти.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

2. Теории памяти.

3. Основные  процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, их краткая характеристика.

4. Виды и типы памяти, их особенности.

5. Индивидуальные различия памяти у людей.

6. Формирование и развитие памяти.

7. Факторы, влияющие на развитие памяти.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Каково значение памяти в жизни и деятельности человека: в обучении, воспитании, общении с людьми?

2. Существуют ли индивидуальные различия у людей?

3. Какой вид памяти, по Вашему мнению, доминирует у Вас?

4. Какие науки занимаются изучением памяти?

5. Какие изменения происходят с памятью человека в процессе его развития.

6. Какие приемы для улучшения памяти вам известны?

7. Нарушения памяти при различных заболеваниях и травмах.

 

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками исследования:

1. Опыты по изучению различных видов памяти.

2. Опыты по овладению рациональными приемами заучивания.

Решение психологических задач по теме «Память».

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. История советской психологии / А.В. Петровский.  – Москва : Прогресс, 1967. – 127 с.

9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

11. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

13. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с.

14. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

15. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...