Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 15. Мышление (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и личность. Детерминация мышления. Мышление и чувственное познание. Изучение мышления в психологии и логике. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Мышление как процесс, мыслительные операции. Анализ и синтез в процессах мышления. Мышление и речь. Единство мышления и речи. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий. Исторический процесс образования понятий. Усвоение понятий в процессе обучения. Мышление как деятельность. Мотивы и мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задача. Вероятностная структура мыслительной деятельности. Эвристический подход к проблемам мышления. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. 2. Теории мышления в психологии. 3. Виды мышления, их особенности. 4. Мыслительные операции. 5. Решение мыслительных задач. 6. Индивидуальные особенности мышления. 7. Развитие мышления.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Каковы отличия мышления от других психических процессов? 2. Мышление в процессе решения задачи. 3. Как классифицируются люди по типам мышления? 4. Какие основные особенности и сфера применения каждого вида мышления? 5. Развитие мышления в процессе филогенеза. Практическая часть: Ознакомление студентов с методикой «Закономерности числового ряда» и методикой «Сложные аналогии». Решение психологических задач по теме «Мышление». Темы для самостоятельной работы: 1. Проблемы и пути развития творческого мышления. 2. Средства развития мышления. 3. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с. 13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. Тема 16. Воображение (самостоятельная работа – 2 часа) Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как специфический человеческий вид деятельности. Роль воображения в деятельности человека. Воображение и образное мышление. Роль фантазии в художественном и научном творчестве. Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения. Пассивное и активное воображение. Мечты и грезы. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Способы создания образов воображения. Эмоции и другие факторы стимулирующие фантазию. Воображение и органические процессы. Воображение и личность. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творческая деятельность человека.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Определение и виды воображения. 2. Фантазии, сновидения, галлюцинации и грезы. 3. Роль воображения в творческой деятельности.
Практическая часть: Ознакомление студентов с приемами развития воображения: «Антивремя», «Перевоплощение» и др.. Темы для самостоятельной работы: 1. Развитие воображения. 2. Воображение и индивидуальное творчество художника. 3. Воображение и творчество. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |