Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 15. Мышление (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)




 Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и личность. Детерминация мышления. Мышление и чувственное познание. Изучение мышления в психологии и логике. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Мышление как процесс, мыслительные операции. Анализ и синтез в процессах мышления.

Мышление и речь. Единство мышления и речи. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий. Исторический процесс образования понятий. Усвоение понятий в процессе обучения.

Мышление как деятельность. Мотивы и мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задача. Вероятностная структура мыслительной деятельности. Эвристический подход к проблемам мышления. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами.

2. Теории мышления в психологии.

3. Виды мышления, их особенности.

4. Мыслительные операции.

5. Решение мыслительных задач.

6. Индивидуальные особенности мышления.

7. Развитие мышления.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Каковы отличия мышления от других психических процессов?

2. Мышление в процессе решения задачи.

3. Как классифицируются люди по типам мышления?

4. Какие основные особенности и сфера применения каждого вида мышления?

5. Развитие мышления в процессе филогенеза.

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методикой «Закономерности числового ряда» и методикой «Сложные аналогии».

Решение психологических задач по теме «Мышление».

Темы для самостоятельной работы:

1. Проблемы и пути развития творческого мышления.

2. Средства развития мышления.

3. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с.

13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

Тема 16. Воображение (самостоятельная работа – 2 часа)

Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как специфический человеческий вид деятельности. Роль воображения в деятельности человека. Воображение и образное мышление. Роль фантазии в художественном и научном творчестве. Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения. Пассивное  и активное воображение. Мечты и грезы. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Способы создания образов воображения. Эмоции и другие факторы стимулирующие фантазию. Воображение и органические процессы. Воображение и личность. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творческая деятельность человека.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Определение и виды воображения.

2. Фантазии, сновидения, галлюцинации и грезы.

3. Роль воображения в творческой деятельности.

 

Практическая часть:

Ознакомление студентов с приемами развития воображения: «Антивремя», «Перевоплощение» и др..

Темы для самостоятельной работы:

1. Развитие воображения.

2. Воображение и индивидуальное творчество художника.

3. Воображение и творчество.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...