Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 25. Психология юношеского возраста (самостоятельная работа – 2 часа)




Социальная ситуация развития в юношеском возрасте . Отражение особенностей юношеского возраста в различных концепциях развития личности (Фрейд, Адлер, Эриксон и др.). Физическое созревание в юношеском возрасте. Условия формирования нравственности и морали в юношеском возрасте. Процесс становления мировоззренческих, религиозных, культурных, личностных установок, социальных и нравственных принципов в юношеском возрасте. Половая идентификация, обособление и социализация в юношеском возрасте. Развитие характера, мотивов и ценностных ориентиров, романтические и интимные отношения в юности, первая любовь. Развитие интеллектуальной сферы и реализация творческого потенциала личности в данном возрастном периоде. Проблема реализации жизненных планов и профессиональное самоопределение. Определяющий характер периода юности в социализации и адаптации личности к требованиям жизненных реалий.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Социально-психологическая ситуация развития личности в юношеском возрасте.

2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте.

3. Особенности когнитивной сферы и развитие интеллекта.

4. Проблема юношеского возраста в концепциях отечественных и зарубежных психологов.

5. Ценностные ориентации в юношеском возрасте.

6. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Практическая часть:

Проведение методик изучения психологических особенностей развития личности в юношеском возрасте:

1. Методика «Автопортрет».

2. Определение уровня тревожности в юношеском возрасте.

3. Тест-опросник измерения мотивации достижения (А.Мехрабиана и М.Ш. Магомед-Эминова).

4. Опросник профессиональных склонностей (ОПС) Л.А. Йовайша.

Темы для самостоятельной работы:

1. Психологические особенности познавательной сферы в юношеском возрасте.

2. Мотивы учения в юношеском возрасте.

3. Пути совершенствования интеллекта в юношеском возрасте.

4. Гендерные особенности развития личности в юношеском возрасте.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

Тема 26. Психология обучения (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)

Психологические основы процесса обучения. Анализ наиболее известных психологических концепций обучения.

Сущность процессов обучения, явлений научения и свойства обучаемости. Особенности и этапы процесса учения. Главные формы деятельности, лежащие в основе научения.

Анатомо-физиологические основы и механизмы обучаемости. Основные типы научения. Сенсорное научение, формирование дифференцировок и наблюдательности. Сенсорное обучение и закономерности формирования навыков. Сущность и структура процесса усвоения знаний. Формирование у учащихся понятий и логического мышления. Закономерности формирования умственных действий и интеллектуальных операций у учащихся.. Мотивы и мотивация учения. Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся в процессе обучения

Проблема управления процессом усвоения приемов и операций интеллектуальной деятельности в педагогической психологии. Творческое мышление, его особенности и пути формирования. Цели как фактор управления в обучении. Информационная основа обучения. Прогнозирование в обучении. Процесс решения педагогических и учебных задач. Общение в обучении. Контроль и оценка как формы руководства учебной деятельности. Критерии эффективного обучения.

Сущность и типы умений и навыков. Их структура и условия формирования. Применение знаний. Проблема генерализации и переноса умений и навыков. Критерии обучаемости и способы ее выявления. Психологические основы интенсификации обучения. Различные дидактические концепции обучения. Понятие о проблемном, программированном, алгоритмизированном обучении. Обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Особенности протекания и закономерности развития основных психических процессов в условиях обучения. Пути оптимизации процесса обучения. Психологические основы обучения иностранным языкам. Психологическая диагностика в обучении (методы, критерии, методики).

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и проблемы психологии обучения.

2. Концепции обучения.

3. Проблема соотношения развития и обучения.

4. Закономерности формирования умственных действий в процессе обучения.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Критерии эффективности обучения.

2. Современные технологии обучения.

3. Психологические основы обучения иностранным языкам.

 

Практическая часть:

1. Ознакомление студентов с методиками диагностики уровня владения иностранным языком.

2. Демонстрация экспериментального материала по диагностике «чувства языка».

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Психологические аспекты организации самостоятельной работы по иностранным языкам.

2. Проблемы индивидуального подхода в обучении.

3. Студент как субъект образовательного процесса.

4. Роль самооценки учащегося в учебном процессе.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

11. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...