Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 23. Психическое развитие в младшем школьном возрасте (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Сенсорное развитие младшего школьника. Особенности познавательных процессов младшего школьника. Формирование системы общения и отношений первоклассника к школе, учителю и учебным обязанностям. Трудности, испытываемые первоклассниками. Усвоение моральных норм и правил поведения. Развитие взаимоотношений между первоклассниками. Изменение характера игровых отношений. Личность ребенка младшего школьного возраста. Формирование потребностей. Предупреждение депривации потребности в общении, самоутверждении. Особенности развития эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте. Развитие чувства эмпатии. Формы и функции подражания в детстве. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Учет возрастной сензитивности данного периода в учебном воспитательном процессе.
Вопросы для обсуждения: 1. Психологическая готовность ребенка к школе. 2. Развитие когнитивных процессов. 3. Умственное развитие младшего школьника. 4. Развитие эмоционально-волевой сферы. 5. Развитие личности в младшем школьном возрасте. 6. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Вспомните с какими проблемами Вы столкнулись в начальный период обучения в школе? 2. Каковы особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста? 3. Какие изменения претерпевает трудовая и учебная деятельность младшего школьника? Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками психологического исследования младшего школьного возраста: 1. Оценка устойчивости внимания младшего школьника. 2. Оценка переключения внимания младшего школьника. 3. Оценка вербально-логического мышления младшего школьника. 4. Оценка образного мышления младшего школьника. Ознакомление с методикой самооценки и уровня притязаний младшего школьника
Темы для самостоятельной работы: 1. Взаимосвязь видов деятельности младших школьников и их интеллектуального развития. 2. Психологические особенности общения учителя с детьми младшего школьного возраста. 3. Изучение познавательных процессов младшего школьника. 4. Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с. 13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |