Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 23. Психическое развитие в младшем школьном возрасте (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)




Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Сенсорное развитие младшего школьника. Особенности познавательных процессов младшего школьника. Формирование системы общения и отношений первоклассника к школе, учителю и учебным обязанностям. Трудности, испытываемые первоклассниками. Усвоение моральных норм и правил поведения. Развитие взаимоотношений между первоклассниками. Изменение характера игровых отношений.

Личность ребенка младшего школьного возраста. Формирование потребностей. Предупреждение депривации потребности в общении, самоутверждении. Особенности развития эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте. Развитие чувства эмпатии. Формы и функции подражания в детстве. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Учет возрастной сензитивности данного периода в учебном воспитательном процессе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

2. Развитие когнитивных процессов.

3. Умственное развитие младшего школьника.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

6. Психологические новообразования в младшем  школьном возрасте.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Вспомните с какими проблемами Вы столкнулись в начальный период обучения в школе?

2. Каковы особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста?

3. Какие изменения претерпевает трудовая и учебная деятельность младшего школьника?

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками психологического исследования младшего школьного возраста:

1. Оценка устойчивости внимания младшего школьника.

2. Оценка переключения внимания младшего школьника.

3. Оценка вербально-логического мышления младшего школьника.

4. Оценка образного мышления младшего школьника.

Ознакомление с методикой самооценки и уровня притязаний младшего школьника

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Взаимосвязь видов деятельности младших школьников и их интеллектуального развития.

2. Психологические особенности общения учителя с детьми младшего школьного возраста.

3. Изучение познавательных процессов младшего школьника.

4. Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с.

13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...