Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 24. Психологические особенности подростка (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)




Подростковый возраст как важный период развития и формирования личности. Анатомо-физиологическая перестройка организма  подростка и ее отражение в психических особенностях возраста. Стадии подросткового возраста. Кризис переходного возраста. Противоречие между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления. Роль социальных групп (формальных и неформальных) в формировании личности. Социальная ситуация и ее трансформация в подростковом возрасте.

Характерные особенности развития личности в подростковом возрасте. Особенности социализации подростка. Половая идентификация. Нравственные убеждения, ценностные ориентации и их формирование. Формирование самооценки и развитие самосознания. Развитие и противоречивость оценочных суждений и отношений подростка; негативные установки и причины из возникновения. Уровень притязаний подростка. Развитие потребностей. Общение со сверстниками и взрослыми; общение со сверстниками противоположного пола; потребность в самоутверждении и признании, социальном принятии. Подростковая субкультура.

Особенности развития характера. Акцентуации характера у подростков. Развитие воли и стремление к самовоспитанию. Дружба подростков. Интересы подростков и их специфика. Формирование познавательных и социальных интересов и мотивов поведения. Психологические проблемы полового просвещения и полового воспитания.

Учебная деятельность подростков и отношение к ней. Перестройка учебной деятельности и ее психологический эффект. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте.

Особенности познавательной деятельности в подростковом возрасте. Эмоционально-волевая сфера подростка. Развитие чувств у подростков, особенности их переживания и выражения.

Трудовая деятельность и ее значение для формирования личности подростка.

Новообразования подросткового возраста как основа перехода к последующим этапам развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика социально-психологической ситуации развития подростка.

2. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте.

3. Психологические новообразования в подростковом возрасте.

4. Особенности становления самосознания подростка.

5. Кризис переходного возраста.

6. Межличностные отношения и общение в подростковом возрасте.

7. Акцентуации личности в переходном возрасте.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Какие изменения происходят в  социально-психологической ситуации развития в подростковом возрасте?

2. Что является источником чувства взрослости у подростков?

3. Изменялись ли, по вашему мнению, требования к вашему поведению со стороны взрослых в этом возрасте?

4. Какие основные типы отношений в семье между подростками и родителями вы знаете?

5. Каковы основные проблемы взаимоотношений подростков и учителей?

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками психологического исследования подростков:

1. Диагностика уровня интеллекта.

2. Выявление акцентуации характера у подростков с помощью теста-опросника Х.Шмишека

3. Выявление типа темперамента подростка.

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы:

1. Изучение межличностных отношений подростков и особенностей их общения.

2. Потребностно-мотивационная сфера в подростковом возрасте.

3. Методы изучения акцентуаций характера подростков.

4. Причины возникновения и особенности протекания конфликтов в подростковом возрасте.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...