![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 24. Психологические особенности подростка (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Подростковый возраст как важный период развития и формирования личности. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психических особенностях возраста. Стадии подросткового возраста. Кризис переходного возраста. Противоречие между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления. Роль социальных групп (формальных и неформальных) в формировании личности. Социальная ситуация и ее трансформация в подростковом возрасте. Характерные особенности развития личности в подростковом возрасте. Особенности социализации подростка. Половая идентификация. Нравственные убеждения, ценностные ориентации и их формирование. Формирование самооценки и развитие самосознания. Развитие и противоречивость оценочных суждений и отношений подростка; негативные установки и причины из возникновения. Уровень притязаний подростка. Развитие потребностей. Общение со сверстниками и взрослыми; общение со сверстниками противоположного пола; потребность в самоутверждении и признании, социальном принятии. Подростковая субкультура. Особенности развития характера. Акцентуации характера у подростков. Развитие воли и стремление к самовоспитанию. Дружба подростков. Интересы подростков и их специфика. Формирование познавательных и социальных интересов и мотивов поведения. Психологические проблемы полового просвещения и полового воспитания. Учебная деятельность подростков и отношение к ней. Перестройка учебной деятельности и ее психологический эффект. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте. Особенности познавательной деятельности в подростковом возрасте. Эмоционально-волевая сфера подростка. Развитие чувств у подростков, особенности их переживания и выражения. Трудовая деятельность и ее значение для формирования личности подростка. Новообразования подросткового возраста как основа перехода к последующим этапам развития личности. Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика социально-психологической ситуации развития подростка. 2. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. 3. Психологические новообразования в подростковом возрасте. 4. Особенности становления самосознания подростка. 5. Кризис переходного возраста. 6. Межличностные отношения и общение в подростковом возрасте. 7. Акцентуации личности в переходном возрасте. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какие изменения происходят в социально-психологической ситуации развития в подростковом возрасте? 2. Что является источником чувства взрослости у подростков? 3. Изменялись ли, по вашему мнению, требования к вашему поведению со стороны взрослых в этом возрасте? 4. Какие основные типы отношений в семье между подростками и родителями вы знаете? 5. Каковы основные проблемы взаимоотношений подростков и учителей? Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками психологического исследования подростков: 1. Диагностика уровня интеллекта. 2. Выявление акцентуации характера у подростков с помощью теста-опросника Х.Шмишека 3. Выявление типа темперамента подростка.
Темы для самостоятельной исследовательской работы: 1. Изучение межличностных отношений подростков и особенностей их общения. 2. Потребностно-мотивационная сфера в подростковом возрасте. 3. Методы изучения акцентуаций характера подростков. 4. Причины возникновения и особенности протекания конфликтов в подростковом возрасте. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |