Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 11. Внимание (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т. Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н. Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я. Гальперина. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция Л.С. Выготского. Вопросы для обсуждения: 1. Феномен внимания, его признаки. 2. Определение внимания. 3. Основные свойства внимания. 4. Функции внимания. 5. Виды внимания. 6. Эмоционально-моторная теория внимания (теория внимания Т. Рибо). 7. Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе). 8. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин) 9. Низшие и высшие формы внимания. 10. Этапы развития внимания у детей.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Что такое внимание? 2. Каковы основные свойства, функции и виды внимания? 3. Существует ли взаимосвязь внимания с различными видами деятельности и общения человека? 4. Оказывает ли влияние внимание на развитие памяти и мышления человека? 5. Припомните двух-трех знакомых Вам людей. Какие особенности внимания, по Вашему мнению, характерны для них? 6. Каковы условия и предпосылки развития внимания у школьников? 7. Существует ли взаимосвязь меду вниманием и психическим состоянием человека? Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками исследования: 1. Методики оценки внимания школьников (устойчивости внимания, объема динамического внимания, переключения внимания). 2. Методика «Наблюдение за проявлением внимания учащихся на уроке». Решение психологических задач по теме «Внимание»
Темы для самостоятельной работы: 1. Психологические теории внимания.. 2. Внимание и его психологические свойства. 3. Физиологические основы внимания. 4. Развитие внимания. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
Тема 12. Ощущения (самостоятельная работа – 2 часа) Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Рефлекторная природа ощущений, строение анализаторов. Ощущения как отражение свойств предметов и явлений объективного мира. Отбор информации в ощущениях. Классификация ощущений. Виды ощущений. Общие свойства ощущений. Чувствительность и ее закономерности. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия. Возможности совершенствование ощущений. Роль ощущений в развитии личности. Сенсорная депривация. Компенсаторные возможности ощущений.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какие примеры взаимодействия ощущений вам известны (приведите примеры)? 2. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. 3. Какова связь ощущений с объективными свойствами окружающей среды? 4. Чувствительность и ее пороги. Практическая часть: Ознакомление студентов с методикой теста Люшера. Решение психологических задач по теме «Ощущение». Темы для самостоятельной работы: 1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма. 2. Чувствительность и ее измерение. 3. Сенсорная депривация. 4. Компенсаторные возможности ощущений.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвящение, 1985. – 652 с. 13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |