Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Внимание (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)




Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т. Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н. Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я. Гальперина. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция Л.С. Выготского.

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен внимания, его признаки.

2. Определение внимания.

3. Основные свойства внимания.

4. Функции внимания.

5. Виды внимания.

6. Эмоционально-моторная теория внимания (теория внимания Т. Рибо).

7. Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе).

8. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин)

9. Низшие и высшие формы внимания.

10. Этапы развития внимания у детей.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Что такое внимание?

2. Каковы основные свойства, функции и виды внимания?

3. Существует ли взаимосвязь внимания с различными видами деятельности и общения человека?

4. Оказывает ли влияние внимание на развитие памяти и мышления человека?

5. Припомните двух-трех знакомых Вам людей. Какие особенности внимания, по Вашему мнению, характерны для них?

6. Каковы условия и предпосылки развития  внимания у школьников?

7. Существует ли взаимосвязь меду вниманием и психическим состоянием человека?

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками исследования:

1. Методики оценки внимания школьников (устойчивости внимания, объема динамического внимания, переключения внимания).

2. Методика «Наблюдение за проявлением внимания учащихся на уроке».

Решение психологических задач по теме «Внимание»

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Психологические теории внимания..

2. Внимание и его психологические свойства.

3. Физиологические основы внимания.

4. Развитие внимания.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

Тема 12. Ощущения (самостоятельная работа – 2 часа)

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Рефлекторная природа ощущений, строение анализаторов. Ощущения как отражение свойств предметов и явлений объективного мира. Отбор информации в ощущениях. Классификация ощущений. Виды ощущений.

Общие свойства ощущений. Чувствительность и ее закономерности. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия. Возможности совершенствование ощущений.

Роль ощущений в развитии личности. Сенсорная депривация. Компенсаторные возможности ощущений.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Какие примеры взаимодействия ощущений вам известны (приведите примеры)?

2. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

3. Какова связь ощущений с объективными свойствами окружающей среды?

4. Чувствительность и ее пороги.

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методикой теста Люшера.

Решение психологических задач по теме «Ощущение».

Темы для самостоятельной работы:

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Чувствительность и ее измерение.

3. Сенсорная депривация.

4. Компенсаторные возможности ощущений.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвящение, 1985. – 652 с.

13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...