Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7. Межличностные отношения в группах и коллективах (самостоятельная работа – 2 часа)
Малые группы и их классификация. Виды групп: большие и малые, условные и реальные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития малой группы. Характеристика сформированности межличностных отношений в процессе деятельности. Общественные и межличностные отношения. Межличностный выбор. Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Социометрия. Референтность и референтометрия. Социальная роль, статус, престиж. Социальные ожидания. Факторы личностной привлекательности, аттракция. Сплоченность, как ценностно-ориентационное единство группы. Лидерство и руководство. Стиль руководства и управления группой. Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Внутригрупповая внушаемость и конформность. Феномен группового давления. Массовидные психические явления. Толпа, ее формирование и поведение. Феномен психического заражения.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какая группа называется «малой»? 2. Какова классификация малых групп? 3. Понятие референтной группы? 4. Как развиваются межличностные отношения в группе? 5. Разнятся ли взаимоотношения в коллективе в зависимости от уровня его развития? 6. Какова сущность социометрической методики исследования малой группы? 7. Какие существуют стили руководства?
Практическая часть: Ознакомление студентов с «Методикой диагностики межличностных отношений Т.Лири». Социометрия. Проведение теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».
Темы для самостоятельной работы: 1. Межличностные отношения в малых группах 2. Прямые и косвенные способы разрешения конфликтов. 3. Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Тема 8. Темперамент (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темперамента в ходе психического развития. История учения о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Связь между типом нервной системы и типом темперамента. Темперамент и личность. Темперамент и общение. Темперамент и деятельность. Мотивы поведения и темперамент. Проблема изменчивости темперамента. Роль наследственных факторов в происхождении свойств темперамента. Специфичность психологических закономерностей темперамента. Свойства темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Понятие ценности темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о темпераменте. 2. Свойства темперамента. 3. Типы темперамента. 4. Темперамент и личность. 5. Темперамент и общение. 6. Темперамент и деятельность
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Припомните двух-трех своих друзей. Существует ли различие темпераментов? 2. На каком основании формируются суждения о темпераменте того или иного человека? Попробуйте опереться при этом на известную Вам типологию и структуру темпераментов. 3. Какой тип темперамента у Вашего лучшего друга? 4. Существует ли связь темперамента с основными свойствами личности? Практическая часть: Определение своего типа темперамента (тест Айзенка). Решение психологических задач по теме «Темперамент и характер». Темы для самостоятельной работы: 1. Личность и темперамент. 2. Проявление темперамента в поведении и деятельности человека.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Методические материалы по курсу «Общая психология».-Минск, МГЛУ,1988. 8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с. 13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 315. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |