Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Межличностные отношения в группах и коллективах (самостоятельная работа – 2 часа)




Малые группы и их классификация. Виды групп: большие и малые, условные и реальные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития малой группы. Характеристика сформированности межличностных отношений в процессе деятельности. Общественные и межличностные отношения.

Межличностный выбор. Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Социометрия. Референтность и референтометрия. Социальная роль, статус, престиж. Социальные ожидания. Факторы личностной привлекательности, аттракция.

Сплоченность, как ценностно-ориентационное единство группы. Лидерство и руководство. Стиль руководства и управления группой.

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Внутригрупповая внушаемость и конформность. Феномен группового давления. Массовидные психические явления. Толпа, ее формирование и поведение. Феномен психического заражения.

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Какая группа называется «малой»?

2. Какова классификация малых групп?

3. Понятие референтной группы?

4. Как развиваются межличностные отношения в группе?

5. Разнятся ли взаимоотношения в коллективе в зависимости от уровня его развития?

6. Какова сущность социометрической методики исследования малой группы?

7. Какие существуют стили руководства?

 

Практическая часть:

Ознакомление студентов с «Методикой диагностики межличностных отношений Т.Лири».

Социометрия.

Проведение теста «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Межличностные отношения в малых группах

2. Прямые и косвенные способы разрешения конфликтов.

3. Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Тема 8. Темперамент (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темперамента в ходе психического развития. История учения о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Связь между типом нервной системы и типом темперамента. Темперамент и личность. Темперамент и общение. Темперамент и деятельность. Мотивы поведения и темперамент. Проблема изменчивости темперамента. Роль наследственных факторов в происхождении свойств темперамента. Специфичность психологических закономерностей темперамента. Свойства темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Понятие ценности темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о темпераменте.

2. Свойства темперамента.

3. Типы темперамента.

4. Темперамент и личность.

5. Темперамент и общение.

6. Темперамент и деятельность

 

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Припомните двух-трех своих друзей. Существует ли различие темпераментов?

2. На каком основании формируются суждения о темпераменте того или иного человека? Попробуйте опереться при этом на известную Вам типологию и структуру темпераментов.

3. Какой тип темперамента у Вашего лучшего друга?

4. Существует ли связь темперамента с основными свойствами личности?

Практическая часть:

Определение своего типа темперамента (тест Айзенка).

Решение психологических задач по теме «Темперамент и характер».

Темы для самостоятельной работы:

1. Личность и темперамент.

2. Проявление темперамента в поведении и деятельности человека.

 

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Методические материалы по курсу «Общая психология».-Минск, МГЛУ,1988.

8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

 9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвещение, 1985. – 652 с.

13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...