Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 9. Характер (самостоятельная работа – 4 часа)
Понятие о характере. Обусловленность характера общественными отношениями и межличностными отношениями в социальной группе. Черты характера и его целостность. Структура характера и его свойства. Типологии характера. Основные пути формирования характера. Привычки и их роль в поведении человека. Наследственность и характер. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Характер и воля человека. Роль привычек в формировании характера. Характер и фиксированная установка. Акцентуации характера. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера. Учет особенностей характера в учебно-воспитательной работе педагога.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Припомните двух-трех литературных или кино героев, существует ли у них разница в характерах и в чем это проявляется? 2. На каком основании Вы формируете свое суждение о характере того или иного человека? 3. Каковы истоки характера человека? 4. Какие черты характера Вы можете отметить у своего лучшего друга? 5. В чем проявляется структура характера? 6. Каковы механизмы формирования характера? 7. Акцентуации характера – норма или патология? 8. Какова взаимосвязь характера и темперамента? Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками исследования: Тест: «Черты характера и темперамента») Решение психологических задач по теме «Темперамент и характер».
Темы для самостоятельной работы: 1. Личность и характер. 2. Социально-нравственные типы характеров. 3. Мотивы поведения и характер. 4. Характер и воля. 5. Характер и деятельность
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Методические материалы по курсу «Общая психология».-Минск, МГЛУ,1988. 8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 9. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – Москва : Просвящение, 1985. – 652 с. 13. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 14. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
Тема 10. Способности и интеллект (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Понятие о способностях. Соотношение между способностями, знаниями, умениями и навыками. Теории происхождения способностей. Способности и деятельность. Количественная и качественная характеристики способностей. Проблемы выявления и измерения способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Одаренность, талантливость и гениальность. Влияние общественно-исторических условий на развитие способностей. Задатки и способности. Проблема наследственности способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Способности в связи с общими и парциальными типами ВНД. Мыслительный и художественный типы как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит специфическое своеобразие способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Личность и способности. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Роль педагога и семьи в развитии способностей детей. Склонности и способности. Способности и задачи профориентации учащихся. Понятиеинтеллекта. Узкое и широкое понятие интеллекта. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта. Интеллект и способности. Виды интеллекта. Тестирование интеллекта. Теории интеллекта. Интеллект и творчество.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие способностей в психологии. 2. Теории происхождения способностей 3. Классификация способностей. 4. Уровни развития способностей 5. Задатки и способности. 6. Склонности и способности. 7. Задатки и способности. 8. Личность и способности. 9. Понятие об интеллекте. 10. Виды интеллекта. 11. Диагностика интеллекта.
Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Что такое способности? 2. Какова разница между способностями, знаниями, умениями и навыками? 3. Существует ли взаимосвязь и взаимная компенсация различных способностей у человека? 4. Оказывают ли влияние задатки на развитие способностей человека? 5. Припомните двух-трех знакомых Вам людей. Какие склонности и способности, по вашему мнению, характерны для них? 6. Каковы условия и предпосылки развития и формирования способностей? 7. Что такое одаренность, талант, гениальность? 8. Что такое интеллект? 9. Какие факторы влияют на развитие интеллекта? Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками исследования: 1. Методика исследования общих интеллектуальных способностей. 2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей, с использованием опросника КОС. 3. Психодиагностика специальных способностей с помощью словесного субтеста Айзенка Решение психологических задач по теме «Способности и интеллект»
Темы для самостоятельной работы: 1. Личность и способности. 2. Склонности и способности. 3. Способности, одаренность и талант? взаимосвязь и различия в этих явлениях. 4. Условия ускоренного развития способностей. 5. Теории интеллекта. 6. Интеллект и творчество.
Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |