Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Деятельность и общение (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Деятельность и активность субъекта. Психологическая структура деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Действия и движения. Управление действием и его контроль. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней и практической (интериоризация). Экстериоризация. Роль экстериоризации в форме внешних движений и речевых реакций для контроля психических процессов. Освоение деятельности. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Структура и взаимодействие навыков. Формирование умений. Сознательный и социальный характер деятельности. Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Учебная деятельность. Психологические компоненты трудовой деятельности. Педагогическая деятельность. Понятие об общении. Роль общения в психическом развитии человека. Виды общения. Многоплановый характер общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией, как организация совместной деятельности как восприятие и понимание человека человеком. Социальный контроль и социальные нормы Педагогическое общение и его социально-психологические механизмы. Социальный контроль и социальные нормы. Такт и бестактность в педагогическом общении. Психологический контакт в общении педагога и учащегося. Барьеры общения. Условия и способы преодоления смыслового барьера в общении. Психологические механизмы восприятия человека человеком. Интерпретация причин поведения другого человека, каузальная атрибуция. Стереотипизация и пути преодоления предубежденности и субъективизма воспитателя в педагогическом общении. Эффект ореола. Явление самопроекции как один из способов реализация Я-концепции. Обратная связь в общении. Техника и приемы общения.
Вопросы для обсуждения: 1. Определение деятельности, ее основные характеристики. 2. Отличие деятельности человека от активности животных. 3. Мотивация деятельности. 4. Виды и развитие человеческой деятельности. 5. Общение как важное условие психического развития ребенка. 6. Понятие об общении. 7. Виды общения. 8. Функции общения. 9. Средства общения. 10. Достижение взаимопонимания в общении. 11. Барьеры в общении. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля: 1. Какова специфика человеческой деятельности? 2. Является ли учение видом человеческой деятельности и его особенности? 3. Игра – это вид деятельности? 4. Существует ли связь деятельности с другими психическими процессами ? 5. Определение общения. Значение, цели и средства общения. 6. Что общего и какие различия общения у человека и животных? 7. Какова роль общения в жизнедеятельности людей? 8. Что случится, если не подтверждать ожидания других в общении? 9. Общение и деятельность. 10. Виды человеческого общения. 11. Виды общения, которыми Вы пользуетесь в своей жизни 12. Какие техники и приемы общения Вы используете? 13. Невербальные формы общения. 14. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личного развития. 15. Общение в системе межличностного взаимодействия в группах и коллективах.
Практическая часть: Ознакомление студентов с методиками исследования: проведение теста «Оценка коммуникативных умений». Решение психологических задач по теме «Деятельность и общение».
Темы для самостоятельной работы: 1. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека. 2. Становление высших психических функций в процессе деятельности. 3. Роль национальных стереотипов в общении. 4. Особенности делового общения. Литература: 1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с. 3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с. 4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с. 5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с. 6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с. 7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с. 8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с. 9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с. 11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с. 12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с. 13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |