Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Деятельность и общение (семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)




Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Деятельность и активность субъекта.

Психологическая структура деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Действия и движения. Управление действием и его контроль.

Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней и практической (интериоризация). Экстериоризация. Роль экстериоризации в форме внешних движений и речевых реакций для контроля психических процессов.

Освоение деятельности. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Структура и взаимодействие навыков. Формирование умений.

Сознательный и социальный характер деятельности. Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Учебная деятельность. Психологические компоненты трудовой деятельности. Педагогическая деятельность.

Понятие об общении. Роль общения в психическом развитии человека. Виды общения. Многоплановый характер общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией, как организация совместной деятельности как восприятие и понимание человека человеком. Социальный контроль и социальные нормы Педагогическое общение и его социально-психологические механизмы. Социальный контроль и социальные нормы. Такт и бестактность в педагогическом общении. Психологический контакт в общении педагога и учащегося. Барьеры общения. Условия и способы преодоления смыслового барьера в общении.

Психологические механизмы восприятия человека человеком. Интерпретация причин поведения другого человека, каузальная атрибуция. Стереотипизация и пути преодоления предубежденности и субъективизма воспитателя в педагогическом общении. Эффект ореола. Явление самопроекции как один из способов реализация Я-концепции. Обратная связь в общении. Техника и приемы общения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение деятельности, ее основные характеристики.

2. Отличие деятельности человека от активности животных.

3. Мотивация деятельности.

4. Виды и развитие человеческой деятельности.

5. Общение как важное условие психического развития ребенка.

6. Понятие об общении.

7. Виды общения.

8. Функции общения.

9. Средства общения.

10. Достижение взаимопонимания в общении.

11. Барьеры в общении.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля:

1. Какова специфика человеческой деятельности?

2. Является ли учение видом человеческой деятельности и его особенности?

3. Игра – это вид деятельности?

4. Существует ли связь деятельности с другими психическими процессами ?

5. Определение общения. Значение, цели и средства общения.

6. Что общего и какие различия общения у человека и животных?

7. Какова роль общения в жизнедеятельности людей?

8. Что случится, если не подтверждать ожидания других в общении?

9. Общение и деятельность.

10. Виды человеческого общения.

11. Виды общения, которыми Вы пользуетесь в своей жизни

12. Какие техники и приемы общения Вы используете?

13. Невербальные формы общения.

14. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личного развития.

15. Общение в системе межличностного взаимодействия в группах и коллективах.

 

Практическая часть:

Ознакомление студентов с методиками исследования:

проведение теста «Оценка коммуникативных умений».

Решение психологических задач по теме «Деятельность и общение».

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

2. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

3. Роль национальных стереотипов в общении.

4. Особенности делового общения.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Пособие по проведению педагогической практики по психологии / Г.В. Вержибок, Л.Г. Шнаревич, В.С. Бубен. – Минск : МГЛУ, 2006. – 110 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер, – Москва : Знание, 1988. – 92 с.

3. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. – Минск : Новое знание, 2005. – 56 с.

4. Кухарчук, А.И. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 92 с.

5. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия – Москва : Знание, 1975. – 153 с.

6. Майерс, Д. Псiхалогiя / Д. Майерс. – Мiнск: ТАА «Лекцыя», 1997. – 555 с.

7. Немов, Р.С. Психология: в 3 т.– Т: 1/ Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 175 с.

8. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение, 1990. – 490 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

10. Рогов, Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – Москва : Прогресс, 1995. – 277 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии:  в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Прогресс, 1989. – 334 с.

12. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – Москва : Знание, 1966. – 483 с.

13. Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие / М.И. Чеховских. – Минск : Новое знание, 2006. –380 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...