Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие двигательных качеств.




Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики детей и подростков. В период от 6-8 до 11-12 лет сила мышц возрастает на 30-60 %. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10-11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. В младшем школьном возрасте различия в силе между мальчиками и девочками хотя и имеются, но не значительные. Более выраженный прирост силы у мальчиков происходит с 11-12 лет. К этому же периоду у детей более выражено проявляется преимущественно в силе мышц ведущей, чаще правой руки.

Рост абсолютных показателей мышечной силы зависит, прежде всего, от увеличения мышечной массы: чем больше поперечник мышцы, тем выше ее сила. В подростковом возрасте мышечная масса и поперечник мышцы интенсивно увеличиваются. Сила мышцы спины особенно активно повышается до 18 лет, а сила мышц – сгибателей и разгибателей ног – до 15-16 лет. Еще более заметно проявляются различия в силе мышц у мальчиков и девочек-подростков. Сила большинства мышц достигает наивысших показателей к 20-30 годам.

Для характеристики динамических свойств мышечной массы школьников представляют интерес данные о возрастных особенностях точности дифференцирования и дозирования усилий разной степени. Показано, что от 6-8 до 10-11 лет умение различать мышечные усилия развивается слабо. Величина ошибок достигается как у мальков, так и у девочек 25-30 %. Указанная способность интенсивно развивается от 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. При этом точность дифференцирования улучшается примерно в два раза. Различий в этой способности между мальчиками и девочками не обнаружено.

Помимо силовых способностей выделяют еще скоростно-силовые качества, оцениваемые по величине усилий в небольшие отрезки времени.

Наиболее типичный пример скоростно-силового упражнения – прыжки в высоту и многоскоки. Установлено, что максимальные показатели прыгучести достигаются у девочек к 13-15 годам, а у мальчиков на два года позже…

Мышечная выносливость определяется возможностями человека совершать определенную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе, при которой мышцы попеременно сокращаются и расслабляются, и выносливость к статическим условиям. Наблюдения показывают, что к 11-12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми. К этому возрасту более выносливыми к статическим нагрузкам становятся мышцы – сгибатели и разгибатели предплечья, затем сгибатели кисти рук и икроножные мышцы ног. Меньшей выносливостью при статической работе обладают мышцы – разгибатели туловища. Это обстоятельство требует особенного внимания, ибо большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища при сидении в процессе учебных занятий в школе и подготовке домашних заданий, могут способствовать вначале функциональным, а затем и органическим нарушениям в позвоночнике. Поэтому профилактическая роль физических упражнений и занятий спортом имеет для здоровья детей и предохранения нарушений осанки очень большое значение.

Следует отметить, что, несмотря на сравнительно невысокие абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте, темп прироста этого качества от 6-8 к 11 годам довольно высокий. Например, выносливость к статическим нагрузкам мышц кисти рук, сгибателей предплечья и икроножных мышц возрастает на 70-80%, разгибателей предплечья – на 50% выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться.

У мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками. Однако наивысшего уровня мышечная выносливость достигает у мужчин лишь к 30 годам.

Установлена зависимость динамики развития выносливости от степени биологической зрелости. Так, у девочек с более ранними стадиями полового созревания по сравнению с девочками - подростками, менее биологически зрелыми, наблюдается и более высокий тренировочный эффект при развитии выносливости.

По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризуют объём и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6 - 8 до 15 - 16 лет объём выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большой (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причём объем, и мощность работы мальчиков оказываются выше, чем у девочек, особенно с 13 - 14 лет. Интересно и то, что у мальчиков прирост физической работоспособности при выполнении всех нагрузок продолжается вплоть до юношеского возраста, а у девочек это наблюдается лишь при работе аэробной и анаэробно-аэробной направленности с 13 - 14 лет не повышается, у многих даже снижается.

Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов. Для верхних и нижних конечностей характерны определённые сочетания движений. Мышцы нижних конечностей управляются нервной системой в основном перекрёстно-рецепторной иннервацией. Это особенно выражено у маленьких детей.

Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14-15 годам, а синхронность и точность более сложных движений - и даже к юношескому возрасту.

В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причём это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.

Возрастные особенности быстроты движений характеризуют разные показатели: скорость движений, их максимальная частота, темп, скрытый период двигательных реакций. Последний отражает многие процессы: время возбуждения нервных рецепторов, воспринимающих сигнал, проведение возбуждения в центральную нервную систему, переработка информации и подготовка команды - сигнала, посылка его мышцам, возбуждение нервно-мышечного прибора и сам сократительный акт. Скрытый период двигательных реакций особенно интенсивно уменьшается в 9 - 11 лет. К 14 - 15 годам этот процесс замедляется, хотя и продолжается и в юношеском возрасте, что особенно проявляется при выполнении сложных двигательных реакций. Интересно, что временные показатели двигательных реакций разных мышечных групп меняются с возрастом разновременно. Более быстро уменьшается скрытый период двигательных реакций мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы, кисть руки), медленнее - мышц плеча, бедра. По имеющимся наблюдениям, от 6 -7 лет до подросткового возраста скорость движений различных звеньев тела повышается с 40 до 80 и более градусов в секунду. Наиболее интенсивно увеличивается скорость дистальных звеньев рук и ног.

Причём прирост скорости движений продолжается до 20 - 30 лет  и более выражен у лиц мужского пола.

Максимальная частота движений также выше в дистальных звеньях конечностей. Самая высокая частота движений присуща кисти в лучезапястном суставе и самая низкая при движениях в голеностопном суставе. У правшей максимальная частота движений выше справа, что особенно чётко проявляется в движениях рук. Максимальная частота движений рук более интенсивно возрастает к 11-12 годам, а ног - к 13-14 годам.

При отсутствии систематических занятий физическими, спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно у девочек, с 13-14 лет скоростные качества не только не улучшаются, но и регрессируют. Физиологические факторы, обеспечивающие рост быстроты движений с возрастом на фоне увеличения размеров тела: повышение подвижности, переключаемости нервных процессов, совершенствование физиологических механизмов, обеспечивающих готовность к выполнению двигательного действия, передачу нервных импульсов через нервно-мышечный прибор и самоускорение с возрастом сократительного акта мышц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...