Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста.




МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа

Тюменская область Вагайский район

Тема:

«Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры в 5 классах»

Выполнил:

Учитель физической культуры

Орлов В. Г.

                                     Содержание

Введение

Глава 1. Анализ литературных источников

  1.Средний школьный возраст

  1.1. Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста

  1.2. Особенности моторного развития школьников-подростков

1.3. Развитие двигательных качеств

Глава 2. Методика и организация исследования

  2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методика исследования

  2.3. Организация исследования

Глава 3. Результаты и исследования и обсуждение полученных данных

Выводы

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.

Двигательные возможности детей и подростков обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма, функции различных организмов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности нивелировать отрицательные явления неравномерности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Такие упражнения, как бег, прыжки, силовые, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся. Однако они могут принести пользу только при условии их применения с учетом анатомических и психологических особенностей детей.

Актуальность работы заключается в том, что знание возрастных особенностей детей является основной для развития физических качеств, в частности скоростно-силовых, и повышения уровня физической подготовленности, поэтому для подтверждения этого необходимо провести исследования среди учащихся 5-х классов общеобразовательной школы. Практическая значимость: результаты исследования можно использовать учителям физической культуры в практике своей педагогической работы.

 

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что правильное планирование учебно-тренировочного процесса применение кругового метода развития скоростно-силовых качеств может, значительно повысить уровень физической подготовленности учащихся.

Объектом исследованияявляется процесс развития скоростно-силовых качеств у группы учащихся 5-х классов Дубровинской средней общеобразовательной школы Вагайского района.

Предметом исследованияявляется методика учебно-тренировочной программы для развития скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста.

 

 

Глава 1. Анализ литературных источников.

Средний школьный возраст.

Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5-8 классы).

В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности её филогенетически наиболее новых отделов – ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно - сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.

Однако изменения, связанные с продолжающимся, морфофункциональным созреванием, далеко не на всём подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина важно отметить, что в этом возрасте не только существенно увеличивается оббьем мышечной массы, но и изменяются функциональные свойства мышц. В этот период мышечная сила у мальчиков растёт значительно быстрее, чем у девочек. При этом у мальчиков увеличиваются одновременно показатели и абсолютной, и относительной (в пересчёте на 1 кг. массы тела) мышечной силы, а у девочек при значительном росте абсолютной мышечной силы относительные её показатели могут в это время даже уменьшаться. Это обстоятельство необходимо учитывать не только учителям на уроках физической культуры, но и тренерам при определении способностей у девочек к легкой атлетике вообще и к отдельным легкоатлетическим упражнениям в частности.

Подростковый возраст – период активного формирования скелета. В этом возрасте мышечно-связочный аппарат у детей всё ещё недостаточно крепок. Поэтому возможны различного рода искривления позвоночника (лордозы, сколиозы, кифозы). В связи с этим не рекомендуется давать подросткам такие упражнения, как тройной прыжок с полного разбега и в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 90-100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с отягощениями, превышающими собственную массу тела, и некоторые другие. Нужно избегать и длительного выполнения однообразных физических упражнений, так как это приводит к одностороннему (ассиметричному) развитию мышечных групп, что, в свою очередь, может повлечь за собой искривление позвоночника и различные нарушения осанки. Тонус мышц сгибателей у подростков превуалирует над тонусом мышц разгибателей, поэтому упражнения должны подбираться с таким расчётом, чтобы достаточно нагружались мышцы задней поверхности туловища (спины и шеи). Это поможет избежать «круглой» спины и сутуловатости. С первых же занятий необходимо строго следить за правильностью осанки во время выполнения беговых и прыжковых упражнений.

Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Школьники 10-13 лет легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера и значительно труднее – нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости. Таким образом, в этом возрасте надо отдать предпочтение воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, а также совершенствованию координационных способностей.

Физическое развитие детей в периоде подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7 – 9 см, а у девочек в 11 – 12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14 – 15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.

В подростковом периоде отчётливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.

Изменяется в связи с возрастом и полом скорости роста антропометрических показателей (длиннотных, диаметров окружностей) обусловливают различия в пропорциях тела отдельных соматических типов. В период полового созревания отчётливо прослеживается долихоморфный и брахмиморфный соматотипы. Подростки долихоморфного соматотипа более высокорослы и относительно длины тела характеризуется более длинными ногами, более коротким туловищем, меньшей физиономической высотой лица, меньшей окружностью и диаметром грудной клетки, меньшими размерами плечевого и тазового диаметров, более короткими руками относительно длины ног.

Подростки брахмиморфного соматотипа относительно длины тела более коротконоги, большетуловищны, имеют более широкие плечи (мальчики) и широкий таз (девочки), большую окружность и диаметр грудной клетки.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Процесс окостенения скелета продолжается: если окостенение запястья и пясти заканчивается, то в эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окостенения. Поэтому позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14 –15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. В эндокринной системе в этот период происходит глубокая перестройка: начинается усиленный рост половых желёз, повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Особенно существенные изменения в функционировании организма, связанные с эндокринными сдвигами, происходят в начале подросткового возраста (11 – 12 лет у девочек и 12 – 14 лет у мальчиков) и приходятся на начальные (II и III) стадии полового развития.

Для этих стадий, в течение которых происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, усиление клеточной и тканевой дифференцировки, интенсификация ростовых процессов. Следствием этого является избыточная функциональная активность всех органов и систем в состоянии покоя, обусловливающая низкую или чрезмерную реактивность к внешним воздействиям, что приводят к снижению функциональных и адаптационных возможностей организма подростков, находящихся на II и III стадиях полового созревания.

На этом этапе развития реакции центральной нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем на нагрузки могут быть хуже, чем у детей 9 – 10 лет, а нередко чрезмерно усилены и выходят за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем подростка к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья учащихся, что свидетельствует о необходимости особой тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля над здоровьем школьников на этом этапе развития.

Существенны различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Индивидуальные особенности его приводят к возникновению значительной неоднородности контингента учащихся V – VIII классов. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

Остановимся более подробно на особенностях энергического обмена, кровообращения и дыхания у подростков в связи с тем, что эти процессы являются ключевыми при мышечной деятельности.

С началом пубертата энергетические процессы идут более напряженно по сравнению с взрослыми. В условиях относительного покоя подростку требуется кислорода 1 кг массы тела 5 – 6 мл, а взрослому – 4 – 4.5 мл, поэтому кислородтранспортная система (дыхание, кровообращение, кровь) работает более напряженно. Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2.3 – 2.6 л воздуха, поступающего в легкие, а подросток – из 3 л. Однако, общие энергозатраты всего организма, поскольку они связаны с увеличением массы тела, и прежде всего мышечной ткани, а также уровнем двигательной активности, с возрастом увеличивается. Так, если для 6-летнего мальчика они составляют в среднем 1970 ккал/сут, для 7 – 10-летнего – 2300 ккал/сут, то в подростковом возрасте (11 – 14 лет) суточные энергозатраты возрастают до 2459 ккал/сут, а в возрасте 16 – 17 лет – до 3000 ккал/сут у юношей и 2900 ккал/сут у девочек. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные потребности в энергии меняются в широких пределах в зависимости от различий в массе тела, уровня двигательной активности и др. таким образом, энергетические возможности организма подростков ещё далеки от уровня взрослых.

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объём на 30 – 35%, а в процессе полового созревания объём сердца увеличивается на 60 – 70%. Особенностью сердечно-сосудистой системы подростков является более выраженное увеличение ёмкостей полости сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.

Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов.

Артерии у детей относительно широки развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в 7 – 11 летнем возрасте.

Увеличение объёма сердца в периоде полового созревания идёт параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объёма сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах. В связи с акселерацией физического развития и ускорением сроков созревания современных детей и подростков размеры сердца у них также больше, чем у их сверстников 15 – 29 лет назад.

Нередко в периоде полового созревания происходит нарушение в гармонии роста тотальных размеров тела и увеличении размеров сердца, что наблюдается чаще у подростков с акселерированным типом развития или, наоборот, редко замедленным половым созреванием. Это может привести к снижению функциональных возможностей растущего организма.

Более быстрое увеличение объёма сердца по сравнению с ростом ёмкости сосудистой сети нередко обусловливает повышение сосудистого тонуса. Не меньшую роль в повышении сосудистого тонуса играют вегетативно-эндокринные влияния во время полового созревания и различные неблагоприятные факторы (нарушение режима, переутомление, очаги хронической инфекции, изменение реактивности организма, гипокинезия или физические перегрузки), усиливающие систематические воздействия на организм. Повышение сосудистого тонуса создаёт предпосылку повышения у подростков артериального давления. Однако функциональные отклонения зачастую не являются признаком неполноценности деятельности сердца подростков.

В подростковом возрасте происходит, тем не менее, значительное увеличение адаптационных возможностей сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам. Изменение соотношения симпатических и парасимпатических влияний развития обеспечивает более экономическую деятельность сердца, расширяет резерв работоспособности системы кровообращения.

И, несмотря на это, следует помнить, что и у детей, и у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердец достигает лишь к 20 годам.

С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС) (таблица 2).

 Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце. С возрастом усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва. С возникновением вагусной иннервации и дальнейшим увеличением степени её выраженности в процессе онтогенетического развития деятельности сердца становится более экономной, повышается резерв его работоспособности и устойчивости.

У девочек ЧСС, как правило, несколько выше. У школьников, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, частота сердечных сокращений меньше.

 

Таблица №1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...