Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технологии разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.




Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом: люди могут иметь различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает их слаженной работе. Но противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы, ведут к возникновению конфликта. Конфликты создают напряженные отношения, переключают внимание на «выяснение отношений», тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии.

 В процессе социализации человек вступает в сложную систему отношений, развитие которых неминуемо сопровождается конфликтами. Они бывают разными по форме, содержанию, своим последствиям. Конфликты могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой. Это зависит от того, насколько эффективно социальный педагог умеет управлять конфликтом «ребенок - родитель», «педагог - учащиеся», «педагог - подросток», «группа - ребенок», переводить его на уровень педагогической ситуации и разрешать таким образом, чтобы способствовать развитию личности, ее успешной социализации.

Алгоритм управления конфликтом:

1-й шаг - анализ конфликтной ситуации:

обнаружение участников, объекта, предмета конфликта, источника;

анализ причин;

анализ мотивов участия в конфликте;

стадия развития конфликта;

фаза (деструктивная, конструктивная);

расстановка сил в конфликте;

осознание реальной проблемы;

определение собственной позиции;

характеристика участников конфликта, уровня развития коллектива, степени его сплоченности.

2-й шаг - постановка цели (что я хочу? - снять напряжение, отсрочить, снять противоречие и т.д.). В зависимости от цели планируются дальнейшие действия.

3-й шаг - прогнозирование возможных действий участников конфликта, последствий его развития. В зависимости от этого определяем стратегию собственного поведения в конфликте.

4-й шаг - реализация выбранной стратегии и тактики, организация обратной связи.

5-6-й шаги -контроль, регулирование, рефлексия и коррекция тактических приемов (при необходимости смена стратегии).

Проведение деловой игры:

I. Проведите в микрогруппах деловую игру:

1-я микрогруппа: предложите конфликтную ситуацию, которая может возникнуть в практической деятельности социального педагога;

2-я микрогруппа: проанализируйте предложенную ситуацию, выявите позитивные функции конфликта (чему может научить конфликт, какие последствия могут быть полезными?);

3-я микрогруппа: проанализируйте эту же ситуацию, но с точки зрения выявления негативных функций конфликта;

4-я микрогруппа: предложите возможные пути разрешения конфликта;

5-я микрогруппа (группа экспертов): проанализируйте, насколько верно были определены позитивные и негативные функции конфликта, предложенные стратегии и тактики в управлении конфликтной ситуацией.

Сущность и содержание социально-педагогического подхода.

Всё по Торохтию.

Сущность :Социально-педагогический подход в педагогической науке

Подход – это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, которое включает в себя: основные понятия современной практики; принципы деятельности, приемы; методы построения образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ:В таком контексте социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных

способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно - воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д.), микросреды личности и социума в целом. Он обеспечивает заботу о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защиту духовности, дает возможность организовывать механизмы педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность – это целенаправленная, научно обоснованная, педагогически организованная система построения отношений человека с

окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность; как следствие, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих «личность в среде», «личность в социуме», «личность в системе социальных отношений», «личность в структуре социальной деятельности». Социально-педагогический подход предполагает опору на городской социум и его воспитательный потенциал в развитии личности [4]; можно сказать, что он заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума: путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения; путем формирования у личности социальных потребностей, развития ее социальных способностей; установления делового взаимодействия с социальными институтами города ради разрешения личностных проблем текущего и хронического свойства.

Таким образом, этот подход способствует преодолению сложившегося в педагогической науке и практике узковедомственного взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических (образовательных) структурах (детсад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз). В его контексте структурно-функциональные связи человека рассматриваются как приоритетные в системе педагогически регулируемых образовательно-воспитательных воздействий.

В образовании помимо выполнения учреждениями задач всеобщего обязательного образования такой подход естественно включает и осуществление вариативного образования, и помощь различным категориям социально незащищенных детей, и оказание помощи родителям на основе использования потенциала социума.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...