Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методики социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков.




Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений вценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

Ø восстановительную, предполагающую восстановление тех по­ложительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;

Ø компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);

Ø стимулирующую, направленную на активизацию позитивной
общественно полезной деятельности подростка; она осуществ­ляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезраз­личного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

Ø исправительную, связанную с исправлением отрицательных ка­честв подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагоги­ческих позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, небла­гоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

— анализ социометрического статуса подростка в коллективе клас­са, в среде сверстников;

— определение места, которое он занимает в системе межличнос­тных отношений;

— выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;

— выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, и поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодо­ления.

Коррекционная направленность воспитательной работы состоит в том, дети с отклонениями в поведении предоставляет возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими (в художественной, эстетической, нравственно – правовой деятельности).

Выявлено 4 группы методик направленных на исправление и коррекцию отклоняющегося поведения личности:

1. Методики разрушения отрицательного типа характера: метод взрыва и метод реконструкции характера.

2. методики перестройки мотивации сферы и самосознания:

· объективное переосмысление своих достоинств и недостатков

· переориентировки самосознания

· переубеждения

· прогнозирования отрицательного поведения

3. Методики перестройки жизненного опыта:

· Предписания

· Ограничения

· Переучивания

· Регламентации образа жизни

4. Методики предупреждения отрицательного, стимулирование положительного поведения:

· поощрение и наказание

· соревнование

· положительной перспективы.

Приемы социально – педагогического воздействия: созидающее, тормозящее, вспомогательные.

Приемы: доверия, постепенного приучения к деятельности на общую пользу, поддержка коллективных проявлений, переключение критики не самокритику, включение подростка в коллективно значимые дела, назначение определенных функций.

Психологические проблемы социальной работы с семьей в современных условиях.

1. Проблема психологического обеспечения социальной рабо­ты с различными категориями семей.

На сегодняшний день еще не сформировалась окончательно научная концепция психологического обеспечения социальной работы. При таком положении сфера социальных услуг не рас­полагает всесторонним системным анализом психологических проблем, отражающих особенности жизни и быта различных категорий семей в жестких социально-экономических условиях коренных преобразований, произошедших в России.

Дефицит информации о наиболее острых проблемах кон­кретной категории семей в деятельности социального работника естественно порождает новые трудности. Одной из них является неожиданность появления для социального работника психоло­гических проблем семьи.

2. Проблема определения объекта социальной работы с семьей. Имеющийся рынок социальных услуг чаще направлен на семьи вообще, а не на конкретную семью и личность в этой малой социальной группе, их психологические трудности. В так называемой работе с «массами» нередко выпадают из поля зре­ния психологические возможности конкретной категории семей или семьи (будь то молодая или бездетная, многодетная или не­полная семья и т. д.) противостоять воздействию различных со­циально-психологических, экономических и др. факторов - то ли это жилищная неустроенность, адаптация трудоустройства, проживания супругов длительное время врозь из-за вынужден­ного покидания мест прежнего проживания семьи или это от­сутствие средств для содержания семьи и т. д.

3. Особого внимания в социальной работе заслуживает одна из «некричащих проблем» - взаимоотношения супругов с родите­лями практически во всех категориях семей, играющая важную, если не самую важную, в деле возрождения семьи как института формирования личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...